Если государственный адресный реестр (ГАР) не содержит сведений об адресе, где предполагается установить ККТ, организация или ИП должны самостоятельно обратиться в уполномоченный орган с просьбой скорректировать данные об адресе. После этого надо либо дождаться, когда будут внесены изменения в ГАР, либо подать в инспекцию «бумажное» заявление. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 25.10.17 № ЕД-4-20/21617@.
Напомним, что зарегистрировать или перерегистрировать ККТ можно через интернет без посещения ФНС. Для этого нужно заполнить заявление в личном кабинете на сайте ФНС, подписать сертификатом электронной подписи и отправить в налоговую. Аналогичные действия можно совершить с помощью сервиса «Контур.ОФД», который также позволяет передавать в инспекцию данные о пробитых чеках (то есть работать с онлайн-кассами).
Помимо прочего в заявлении о регистрации указывается адрес установки ККТ. На практике встречаются ситуации, когда адрес торговой точки, где планируется установить кассовую технику, отсутствует в государственном адресном реестре.
Ранее в ФНС заявляли, что в таком случае налогоплательщику достаточно сообщить о том, что адреса нет в ГАР, в территориальную ИФНС или подать заявление в инспекцию в бумажном виде (см. письмо ФНС от 23.03.17 № ЕД-4-20/5345).
Однако в комментируемом письме от 25.10.17 № ЕД-4-20/21617@ даны несколько иные рекомендации. Специалисты налогового ведомства считают, что налогоплательщику следует самостоятельно обратиться в уполномоченный орган для внесения такого адреса в государственный реестр. После этого он должен сообщить о своей проблеме в территориальную инспекцию, приложив документы, подтверждающие сведения об адресе.
Если налогоплательщик не может дожидаться, когда в реестре скорректируют сведения об адресе, он вправе подать заявление о регистрации «на бумаге». Но и в этом случае организация (ИП) не освобождается от обязанности обратиться в уполномоченный орган по вопросу внесения адреса в ГАР.