Регистрация физлица в качестве индивидуального предпринимателя обычно не отнимает много сил и времени. Как правило, на регистрацию уходит не более одной недели. Специалисты веб-сервиса «Контур.Эльба» составили пошаговую инструкцию, которая поможет подготовить и подать документы для регистрации в качестве ИП.
Шаг 1: подготовьте документы, необходимые для регистрации ИП
Для регистрации ИП понадобятся следующие документы:
- паспорт с ксерокопией или его нотариально заверенная копия;
- заявление о государственной регистрации (если вы отправляете документы по почте или сдаете через представителя, заявление следует заверить у нотариуса);
- квитанцилея об уплате госпошлины (800 рубй);
- копия свидетельства о присвоении ИНН (если у вас нет ИНН, то его присвоят в процессе регистрации ИП);
- доверенность на представителя, если кто-то будет сдавать документы за вас.
Вместе с документами на регистрацию ИП можно подать уведомление о применении УСН (в двух экземплярах), если вы выбрали эту систему налогообложения, или заявление о получении патента, если вы решили применять ПСН.
Как заполнить заявление о регистрации
При заполнении заявления о государственной регистрации физлица в качестве ИП важно не ошибиться — налоговая инспекция может придраться даже к незначительной ошибке и отказать в регистрации. Тогда придется заново платить госпошлину и оформлять заявление.
Обратите внимание: заявление можно заполнить самостоятельно — на компьютере или вручную — либо воспользоваться специальным сервисом. Веб-сервис «Контур.Эльба» бесплатно подскажет, какой ОКВЭД выбрать, и поможет подготовить пакет документов для регистрации ИП.
Если вы решили составить заявление самостоятельно, то нужно помнить несколько важных правил:
- заполняйте заявление заглавными буквами — на компьютере шрифтом Courier New высотой 18 пунктов или вручную черной ручкой;
- в одну ячейку вписывайте только один символ;
- укажите правильные коды ОКВЭД;
- пронумеруйте и распечатайте только заполненные листы;
- если подаете заявление лично, на листе «Б» от руки впишите ФИО, но заявление пока не подписывайте. Расписаться в заявлении лучше в присутствии работника налоговой инспекции.
Напоминаем также, что если вы отправляете заявление по почте, заверьте его у нотариуса, а если решили отнести заявление лично, не забудьте взять с собой паспорт.
Вот форма заявления о регистрации ИП (форма № Р21001) и образец правильно заполненного заявления по форме № Р21001.
Как оформить уведомление о применении УСН
Перейти на упрощенную систему налогообложения можно сразу после регистрации ИП или с нового календарного года. В первом случае соответствующее уведомление нужно подать в течение 30 календарных дней после регистрации, во втором — не позднее 31 декабря года, предшествующего году переходу на УСН.
Скачайте уведомление о переходе на УСН и оформите его, соблюдая следующие правила:
- заполняйте уведомление заглавными буквами;
- в каждой ячейке указывайте только один символ;
- если подаете уведомление одновременно с документами на регистрацию ИП, не заполняйте в нем ИНН и КПП;
- налоговый орган — это налоговая инспекция по месту регистрации ИП.
В уведомлении есть подсказки о том, как его заполнять. Если вам трудно разобраться, посмотрите образец.
Распечатайте уведомление в двух экземплярах и отнесите в налоговую инспекцию. Один экземпляр останется в ИФНС, а на втором сотрудник инспекции поставит отметку о принятии. Сохраните свой экземпляр уведомления с отметкой о принятии: если налоговая потеряет представленное вами уведомление, вы сможете доказать, что подавали его, а значит, вправе применять «упрощенку».
Как заполнить заявление на получение патента
Вы можете перейти на патентную систему налогообложения сразу после регистрации в качестве ИП или в любой другой день в течение года. Чтобы перейти на патент с первого дня регистрации ИП, подайте заявление вместе с документами на регистрацию бизнеса. Чтобы использовать патент с конкретной даты, заявление нужно представить за 10 рабочих дней до наступления этой даты.
Заявление можно заполнить на компьютере или вручную печатными буквами. Буквы заглавные, цвет — черный, в одной ячейке — один символ.
Далее нужно поступить следующим образом:
- пронумеруйте и распечатайте только заполненные листы заявления;
- скрепите листы заявления скрепкой. Сшивать листы и заверять заявление у нотариуса не нужно. До посещения налоговой инспекции не подписывайте заявление;
- отнесите заявление в налоговую инспекцию по месту прописки, если ведете бизнес в своем регионе, или в любую ИФНС другого региона;
- подпишите заявление при инспекторе, который принимает этот документ.
Подать заявление на получение патента через интернет
Налоговая инспекция должна подготовить патент (или отказ в его получении) в течение 5 рабочих дней. Когда будете забирать патент, сразу возьмите реквизиты для оплаты его стоимости.
Шаг 2: отнесите документы в налоговую инспекцию или МФЦ
Распечатайте готовые документы на регистрацию ИП и сложите их в файл. Сшивать документы не нужно. Заранее позвоните в налоговую инспекцию по месту вашей регистрации и уточните нужный кабинет и часы приема. Другой способ подать документы — через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Такие центры есть в каждом регионе. Позвоните в МФЦ заранее и уточните, принимают ли они документы на регистрацию ИП. Не во всех МФЦ оказывается такая услуга.
Если не получается прийти в ИФНС или МФЦ лично, отправьте документы в налоговую инспекцию по почте ценным письмом или подайте через представителя, имеющего доверенность. Но перед этим придется заверить заявление и копию вашего паспорта у нотариуса.
В налоговой инспекции вам выдадут расписку о получении документов. Сохраните ее, так как она понадобится, когда будете забирать документы о регистрации ИП.
Шаг 3: получение документов о регистрации ИП
После окончания процедуры госрегистрации налоговая инспекция или МФЦ выдадут вам Лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Этот документ подтверждает регистрацию физлица в качестве ИП. Указанный документ должен быть готов через 3 рабочих дня, если заявление было подано в налоговую инспекцию, или через 7 рабочих дней, если вы обращались в МФЦ. Чтобы получить Лист записи ЕГРИП, возьмите с собой:
- паспорт;
- расписку налоговой инспекции о получении документов;
- доверенность на представителя (если нужна).
Если одновременно с заявлением о регистрации ИП вы подавали уведомление о применении УСН, то, как уже было сказано, сохраните свой экземпляр уведомления с отметкой налоговой инспекции о принятии. Этот документ может понадобиться для подтверждения факта перехода на «упрощенку». Дополнительно у налоговиков можно запросить информационное письмо о применении УСН. Иногда его спрашивают банки и контрагенты.
Налоговая инспекция передаст ваши данные в Пенсионный фонд, где вам присвоят регистрационный номер. Если вам не выдали уведомление с регистрационным номером, то узнать этот номер можно в отделении ПФР по месту регистрации или с помощью выписки из ЕГРИП на сайте налоговой службы.
Уведомление с присвоенными кодами статистики получать не обязательно, но эти коды могут понадобиться для отчетности в Росстат. Кроме того, некоторые банки просят представить указанное уведомление при открытии расчетного счета. В ряде регионов есть онлайн-сервис Росстата, который поможет узнать нужные коды. Чтобы получить официальное письмо с кодами статистики, обратитесь в свое местное отделение Росстата (адрес можно узнать на сайте ведомства).