Одной из распространенных форм государственной поддержки малого бизнеса выступает субсидирование. При получении субсидий у бухгалтеров очень часто возникают вопросы, как учитывать данные поступления, подлежат ли они налогообложению, как отражать в учете использование средств финансовой поддержки. Как правило, множество субъектов малого предпринимательства выбирают в качестве системы налогообложения упрощенную. Такая система для начинающего предпринимателя наиболее понятна для целей отслеживания развития бизнеса и не обременяет большой налоговой нагрузкой предприятие. В данной статье рассматриваются важные моменты, на которые необходимо обратить внимание при учете субсидий для малых организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения.
Субсидия – это целевые денежные средства, предоставляемые организациям на безвозвратной и безвозмездной основе. Необходимо подчеркнуть, что целевой характер таких средств означает, что они должны быть использованы исключительно по назначению, т.е. для тех целей, на которые они выделены. Это может быть, например, приобретение оборудования, гашение процентов по кредиту, покрытие убытков и др. Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим порядок учета получения и использования целевых поступлений, является Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» 13/2000. Согласно данному документу для учета средств целевого финансирования используется счет 86.
Организация, получившая целевые средства, начинает получать выгоду в тот момент, когда получена субсидия. Доход возникает сразу же, как только или возникает право на их получение, т.е. например, заключен договор с органом исполнительной власти о предоставлении субсидии, или как только будут получены деньги, т.е. когда денежные средства поступают на расчетный счет предприятия. Проводки, характерные для этого метода, представлены в Таблице 1.
Таблица 1
№ п/п | Дебет | Кредит | Содержание хозяйственной операции |
1. | 76 | 86 | Отражена задолженность органа исполнительной власти по перечислению субсидии, возникшая в момент подписания договора |
2. | 51 | 76 | Отражено поступление целевого финансирование на расчетный счет организации |
В последующем, по мере того как будут тратиться денежные средства, бухгалтер должен уменьшать объем полученной субсидии.
Например, рассмотрим приобретение основных средств за счет целевого финансирования (см. Таблицу 2).
Таблица 2
№ п/п | Дебет | Кредит | Содержание хозяйственной операции |
1. | 08 | 60 | Отражена задолженность перед поставщиком за полученные основные средства |
2. | 60 | 51 | Отражена оплата поставщику за поставленные основные средства |
3. | 01 | 08 | Оприходованы основные средства |
4. | 86 | 91.1 | Отражено использование средств целевого финансирования в размере приобретённых основных средств |
Учет использования средств целевого финансирования зависит от того, для каких расходов эти средства были предоставлены для капитальных или текущих.
Рассмотрим порядок списания целевого финансирования в первом случае (см. Таблица 3).
Таблица 3
№ п/п | Дебет | Кредит | Содержание хозяйственной операции |
1. | 01 | 08 | Оприходованы основные средства |
2. | 86 | 98 | Отражена общая сумма понесенных расходов на доходы будущих периодов |
3. | 20,25,26 и др | 02 | Начислена амортизация по приобретённым основным средствам |
4. | 98 | 91.1 | Отнесена часть доходов будущих периодов в размере начисленной амортизации на текущие доходы |
Во втором случае, то есть, если бюджетные средства получены на финансирование текущих расходов (например материалов), то в бухгалтерском учете делаются следующие записи (см. Таблица 4).
Таблица 4
№ п/п | Дебет | Кредит | Содержание хозяйственной операции |
1. | 86 | 98 | Отражена общая сумма понесенных текущих расходов на доходы будущих периодов |
2. | 20 | 10 | Отражен отпуск материалов в производство |
3. | 98 | 91.1 | Отнесена часть доходов будущих периодов в размере отпущенных в производство материалов на текущие доходы |
Рассмотрим правила учета целевого финансирования для целей налогообложения при применении упрощенной системы. Распространено ошибочное мнение, что средства субсидий не относятся к доходам в целях расчета единого налога. Такая точка зрения в первую очередь связана с неправильной трактовкой статьи 251 Налогового Кодекса РФ. В данной статье к не подлежащим налогообложению доходам законодатель относит и средства целевого финансирования. Но в данном случае речь идет о субсидиях, выделяемых некоммерческим и общественным организациям. Что касается малых коммерческих предприятий, то предоставленная им государственная помощь в виде субсидий отражается в составе доходов пропорционально фактическим расходам, но не более двух налоговых периодов с даты их получения. При этом указанный порядок налогоплательщики применяют независимо от выбранного объекта налогообложения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. Необходимо заметить, что на практике таких случаев неполного использования целевых средств субъектами малого бизнеса фактически не встречается. Поэтому субсидии, выделенные органами исполнительной власти, при полном их освоении не приносят дополнительной налоговой нагрузки малым предприятиям, а служат дополнительным источником финансирования.