21 МАРТА 2016
КОМИТЕТ ГОСДУМЫ ОДОБРИЛ СНИЖЕНИЕ СТАВКИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РЕГИОНАМИ
МОСКВА, 21 мар — РИА Новости. Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал принять нижней палате парламента во втором чтении законопроект, позволяющий регионам снижать налоговую нагрузку с вновь создаваемых предприятий по производству товаров, в частности, обнулять ставку налога на прибыль в рамках специальных инвестиционных контрактов.
Ранее одобренный законопроект в первом чтении предоставлял право регионам снижать налоговую нагрузку для участников региональных инвестиционных проектов в пределах общего объема их капитальных затрат путем снижения до 10% ставки налога на прибыль, поступающего в региональный бюджет. Теперь поправками предлагается снизить по поручению президента РФ Владимира Путина ставку налога на прибыль до нуля.
«Размер налоговой ставки налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ для участников (региональных инвестконтрактов — ред.), может быть понижен до 0%, начиная с налогового периода, в котором… была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, и до момента окончания действия специального инвестиционного контракта, но не позже 2025 года включительно», — говорится в одобренной профильным комитетом Госдумы поправке на принятие.
В настоящее время ставка налога на прибыль составляет 20%, из которых 2% идут в федеральный бюджет и 18% — в бюджет субъекта РФ.
В декабре президент РФ Владимир Путин, оглашая послание Федеральному собранию, предложил дать право регионам снижать ставку налога на прибыль до нуля в рамках специальных инвестиционных контрактов. После этого он поручил до 15 июля 2016 года обеспечить внесение изменений в законодательство, предполагающих обнуление налога на прибыль в рамках специнвестконтракта.
Поправками также уточняется понятие налогоплательщика — участника региональных инвестиционных проектов, сроки применения измененных положений законодательства о налогах и сборах для участников инвестпроектов. Изменениями исключается ряд требований и ограничений для условий предоставления льгот для участников региональных инвестпроектов, уточняется порядок применения льгот. Кроме того, поправками изменяется начало отчетного налогового периода — теперь он ведется с первой прибыли.
Источник: РИА Новости
22 МАРТА 2016
МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ ОПАСАЕТСЯ МАССОВОГО ОТКАЗА САМОЗАНЯТЫХ ОТ БИЗНЕСА
Минэкономразвития не поддерживает предложение Минтруда по изменению формулы расчета страховых взносов индивидуальных предпринимателей (ИП), которое приведет к увеличению нагрузки на малый и средний бизнес. После обсуждения с деловым сообществом (Торгово-промышленной палатой, общественной организацией МСП «Опора России», корпорацией МСП) ведомство пришло к выводу, что инициатива Минтруда не учитывает реалий и может привести к прекращению деятельности значительного количества ИП, хотя в прошлом году наблюдалось небольшое, но принципиальное увеличение зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Как сообщил «Известиям» источник в Минэкономразвития, ведомство в настоящий момент рассматривает предложения Минтруда и Минфина. Однако позиция Минэкономразвития по этому вопросу вполне сформировалась. Так, ведомство на данный момент видит по большей части минусы в изменении формулы расчета страховых взносов в ПФР и ФФОМС.
На данный момент страховые взносы ИП в ПФР рассчитываются по формуле: МРОТ, помноженный на 12 (месяцев) и на ставку взноса (26%). Если доход предпринимателя составляет более 300 тыс рублей, то он дополнительно уплачивает 1% от суммы, превышающей трехсоттысячный доход. Минтруд предлагает отказаться от надбавки в 1% и ввести повышающий коэффициент, который в 2017 году составит 1,2, а потом ежегодно будет повышаться. По расчетам (содержатся в письме директору департамента МСП Минэкономразвития Максиму Паршину), которые специально по обращению Минэкономразвития сделала «Опора России», если в следующем году будет применяться новая формула, то страховой взнос для ИП с доходом до 300 тыс. рублей составит 24,7 тыс. рублей (по старой формуле — 20,6 тыс. рублей). То есть рост составит почти 20%. Максимальный взнос для предпринимателей, которые зарабатывают порядка 14 млн рублей, достигнет почти 164,8 тыс. рублей.
Что касается взносов на обязательное медицинское страхование, то в пропорциональном отношении рост нагрузки может быть еще больше. Например, в Москве она увеличится на 25,8%, а на Чукотке — на 76,8%. Причем максимально изменение ударит по предпринимателям с самыми невысокими доходами, отмечают в «Опоре».
— При подготовке инициатив не учтена посильность нагрузки на самозанятое население, поскольку большая часть таких граждан получает невысокий доход от предпринимательской деятельности, — заявил источник «Известий» в Минэкономразвития. — Также не приняли во внимание, что предполагаемое увеличение ставит ИП в неравные условия с наемными работниками, за которых работодатели могут уплачивать страховые взносы исходя из фактической заработной платы, в том числе и МРОТ.
Поэтому, подчеркивает собеседник «Известий», нововведение приведет к перераспределению пенсионных средств в пользу низкооплачиваемых наемных работников, что фактически будет дискриминировать самозанятых граждан.
— При этом размер пенсии будет одинаковым, — отметил источник «Известий».
Заниматься собственным бизнесом для ИП будет просто невыгодно. Поэтому чувствительный малый бизнес, уверен собеседник «Известий», на повышение административной нагрузки ответит или прекращением деятельности, или уходом в тень. В «Опоре» тоже напоминают, чем закончилось последнее повышение страховых взносов для ИП, которое произошло в 2013 году. Тогда чуть более чем за год число зарегистрированных ИП сократилось на 17,3%, или на 607 тыс.
В Минэкономразвития приводят и такой аргумент против инициативы Минтруда — рост безработицы, что приведет к дополнительной нагрузке на службы занятости.
— А с учетом того, что с 2014 года наблюдается устойчивая тенденция к сокращению вакансий, которые находятся в распоряжении служб занятости, есть опасения, что инициатива может привести не к росту доходной части ПФР, например, а, наоборот, потребует выделения дополнительных средств по выплате пособий по безработице, — прогнозирует источник «Известий» в Минэкономразвития.
«Опора» в своем письме тоже высказывает сомнение, что изменения приведут к увеличению взносов. Так, Минтруд предполагает, что новая формула может принести дополнительно 14 млрд рублей уже в 2017 году, а к 2021 году, когда повышающий коэффициент достигнет максимального значения, этот доход вырастет до 53 млрд рублей. В «Опоре» напоминают, что в 2013 году тоже планировали собрать дополнительно 47 млрд рублей, а получилось наоборот — из-за ухода ИП ПФР недополучил 20 млрд рублей.
— Видимо, хотим потерять еще больше, — говорит первый вице-президент «Опоры» Павел Сигал, добавляя, что он категорически против инициативы Минтруда.
Источник «Известий» в Минэкономразвития указывает еще на один момент:
— Минтруд и Минфин отмечают, что они хотят внести изменения в связи с тем, что старый подход к уплате страховых взносов неэффективен. Но не указывают критерии, что именно считают эффективным. При этом в прошлом и позапрошлом годах ФНС отметила рост зарегистрированных ИП на 2,5%. На мой взгляд, это свидетельствует, что люди адаптировались к действующему порядку уплаты взносов во внебюджетные фонды.
И руководитель практики инвестиционного консультирования ФБК Роман Кенинсберг советует не трогать то, что постепенно начинает снова работать:
— ИП воспринимает предполагаемое нововведение как дополнительный налог, хотя ему обещали до 2018 года дополнительную нагрузку не вводить. В итоге это подрывает доверие к фискальной системе, что может привести к закрытию микропредприятий, — пояснил он.
По словам старшего аналитика Национального рейтингового агентства Егора Иванова, повышение взноса сейчас несильно увеличит сборы ПФР, при этом негативно отразится на самозанятом населении. Он уверен, что новацию целесообразно было бы отложить на год-два.
В Минтруде отказались от комментариев, в Минфине не смогли оперативно ответить на запрос «Известий».
Источник: Известия
23 МАРТА 2016
НА НАЛОГОВОМ ФОРУМЕ РСПП ПЕРЕСЧИТАЛИ ФИСКАЛЬНУЮ НАГРУЗКУ
Участники налогового форума РСПП, прошедшего 21 марта в Ritz-Carlton в рамках стартовавшей Недели российского бизнеса РСПП, сошлись во мнении, что фискальная нагрузка в России рассчитывается некорректно и должна быть снижена. Ответ 21 марта, однако, прозвучал лишь на вопрос «Как считать?» — на форуме был презентован новый способ измерения бремени. Предложений на тему «Что снижать?» в условиях сжатия доходов бюджета выдвинуть никто не решился. Судя по дискуссии на форуме, единственной большой налоговой темой, на которой сейчас сфокусируется крупный бизнес, станет реформа страховых взносов — предприниматели опасаются, что к смене администратора платежей будет «приложен» еще и рост нагрузки.
В 2016-м ежегодная налоговая конференция РСПП была переименована в налоговый форум — но веса это мероприятию не добавило. Главный для такого рода собраний докладчик — сменивший Сергея Шаталова новый «налоговый» замминистра финансов Илья Трунин — в Ritz-Carlton не приехал. Между тем заявленная тема его несостоявшегося выступления «Фискальная нагрузка в основных направлениях налоговой политики на 2017-2019 годы» звучала интригующе. Ведь о «направлениях» Минфина на трехлетку пока ничего не известно — в частности, всех интересует развитие событий с передачей сбора страховых взносов от внебюджетных фондов к ФНС.
Впрочем, градус некогда бурных и весьма представительных дискуссий на площадке РСПП сейчас в любом случае был бы снижен — из-за наложенного Владимиром Путиным моратория на изменение налогов вплоть до следующих президентских выборов. Публично говорить о намерениях поднять ставки чиновникам нельзя (про страховые платежи вроде бы можно, поскольку официально они к налогам не относятся), всерьез обсуждать идеи их сокращения на фоне дыры в бюджете размером более чем 2 трлн руб.— не вполне уместно. Все, что остается в этих условиях,— искать резервы в администрировании и пытаться упорядочить имеющиеся налоги.
Это, собственно, и стало темой главного доклада на форуме. Компания ФБК и налоговый комитет РСПП представили новый способ оценки уровня фискальной нагрузки на бизнес. Все действующие методики, по оценке представителя ФБК Игоря Николаева, не подходят для корректного макроэкономического анализа. Всемирный банк (ВБ) считает бремя без учета соцвзносов, Минфин — как долю налогов в ВВП без разбивки по видам деятельности. ФНС отраслевую специфику учитывает, но сопоставляет сумму уплаченного в бюджеты с выручкой, а не с новой стоимостью. В результате показатель налоговой нагрузки у ВБ составляет 15,1%, у Минфина — 34,4%, у ФНС — 9,8%. При этом по всем вариантам уровень бремени в последние годы стабилен.
ФБК и РСПП предлагают включить в фискальную нагрузку все налоги плюс страховые взносы и страховые премии за обязательное страхование опасных производственных объектов и минус НДФЛ (поскольку де-факто его платят физлица). Получаемую сумму предложено соотносить с валовой добавленной стоимостью, из которой вычтена амортизация. Полученный по такой методике показатель нагрузки — 23,9% в 2015 году. По ней налоговое бремя в РФ в последние годы растет даже без изменения ставок, и сейчас оно выше, чем в кризис 2009 года. Зафиксированный в резолюции форума вывод РСПП — фискальную нагрузку в РФ надо снижать.
Новых и определенных идей, с чего здесь можно начать, вчера, впрочем, не прозвучало. Заместитель главы Минэкономики Станислав Воскресенский заявил, что тема будущей нагрузки — это вопрос не ставок, а понимания того, «сколько государства будет в экономике»: если тренд будет на рост его доли, неизбежно будут расти и налоги. Замминистра назвал уместным вопрос о возврате к единому социальному налогу (ЕСН), отметив, что «такие дискуссии сейчас ведутся». Президент РСПП Александр Шохин также говорил вчера вовсе не о снижении налогов, а беспокоился по поводу их возможного роста. По его словам, в случае реализации «не очень разумной» идеи отмены пониженной ставки взносов на высокие зарплаты их общую ставку для неувеличения нагрузки надо будет снижать с 30% до 27%. Глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров, впрочем, заверил собравшихся, что, несмотря на все разговоры, изменения на деле коснутся лишь администрирования взносов и роста нагрузки не будет. Что касается ее снижения, то главный резерв здесь, по его словам,— это увеличение собираемости налогов.
Источник: Коммерсантъ
23 МАРТА 2016
СРОК ДЕЙСТВИЯ ЕНВД ПЛАНИРУЮТ ПРОДЛИТЬ
Сегодня на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект1, предусматривающий продление срока действия системы налогообложения в виде ЕНВД до 1 января 2021 года. Инициаторами выступили депутаты – Сергей Неверов, Владимир Васильев, Ольга Баталина и Андрей Макаров.
Напомним, на сегодняшний день установлено, что ЕНВД для отдельных видов деятельности применяется до 1 января 2018 года (ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности«.
Этот спецрежим успешно применяется в России уже более 13 лет и, по мнению авторов законопроекта, зарекомендовал себя как один из самых востребованных льготных режимов налогообложения. Во многом это объясняется тем, что уплата ЕНВД снижает нагрузку на представителей малого бизнеса. А кроме того, упрощает порядок исчисления и уплаты налога.
Привлекательность спецрежима и заинтересованность в нем особенно повысилась в связи с изменениями, которые вступили в силу с 1 октября 2015 года, отмечается в пояснительной записке. А именно, с правом уменьшения налоговой ставки в 2 раза (с 15% до 7,5%) на муниципальном уровне. Это позволило снижать налоговую нагрузку на представителей бизнеса в зависимости от социально-экономических условий на конкретной территории.
По мнению депутатов, отмена ЕНВД с 1 января 2018 года может вызвать трудности у налогоплательщиков в связи с переходом на иную систему налогообложения. В частности, приведет к значительным финансовым потерям с их стороны.
Таким образом, подытожили авторы законодательной инициативы, отмена ЕНВД в намеченный срок, нецелесообразна. Поэтому вернуться к вопросу об отмене или сохранении ЕНВД, либо его модификации предлагается до 1 января 2021 года. А чтобы обеспечить стабильность и определенность у субъектов малого предпринимательства продлить срок ЕНВД предлагается уже сейчас. То есть заранее.
Источник: ГАРАНТ.РУ
24 МАРТА 2016
АСВ НЕ ГОТОВО ВКЛЮЧИТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В СИСТЕМУ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ
Малый бизнес не будет включен в систему страхования вкладов, следует из письма заместителя главы Агентства страхования вкладов (АСВ) Андрея Мельникова в адрес «Опоры России». Главной причиной отказа в АСВ называют возможный рост объема выплат страхового возмещения, который в 2015 году и так составил 370 млрд руб. По оценкам предпринимателей, затраты на их включение в систему будут в 6–8 раз меньшими, чем в случае с физическими лицами.
В распоряжении “Ъ” оказалаcь переписка между Агентством страхования вкладов и «Опорой России», касающаяся включения предпринимателей в систему страхования вкладов.
В письме гендиректору АСВ Юрию Исаеву глава «Опоры» Александр Калинин просил руководство госкорпорации рассмотреть вопрос распространения системы страхования вкладов и на счета юрлиц. В «Опоре» напоминают, что изменения законодательства в 2013 году, которые включили в систему 3,5 млн индивидуальных предпринимателей, помогли им сохранить бизнес после отзыва у банков лицензии. Компании малого бизнеса, не попадающие в систему, сейчас в большинстве подобных ситуаций лишаются своих средств, отмечают в «Опоре». Из-за этого они не могут выплачивать зарплату работникам, отказываются от ранее взятых контрактных обязательств. «Для небольшого юрлица потеря средств на счете в банке, лишившемся лицензии, неизбежно приведет к банкротству или серьезным финансовым проблемам»,— отмечает Александр Калинин.
По данным Росстата, в России работают около 2,1 млн компаний малого предпринимательства против 3,5 млн индивидуальных предпринимателей. «Это означает,— указывает глава “Опоры”,— что страхование счетов юрлиц для бюджета и АСВ будет менее обременительным, чем в случае с индивидуалами».
С таким подходом в АСВ не согласны. Решение включить в систему весь малый бизнес там называют «преждевременным» — главными причинами отказа называя возможный рост объема страховой ответственности агентства и увеличение расходов Фонда обязательного страхования вкладов. В письме «Опоре» заместитель главы АСВ Андрей Мельников приводит аргументы: объем выплат физлицам из средств фонда составил в 2015 году 370 млрд руб., что потребовало для поддержания финансовой устойчивости фонда привлечение кредитов Центрального банка в объеме 200 млрд руб. на пять лет.
Впрочем, как следует из письма заместителя главы АСВ, свою позицию госкорпорация готова в будущем смягчить, поскольку «расширение круга защищаемых потребителей финансовых услуг является общемировой тенденцией». «В большинстве стран системы страхования вкладов направлены на представление равной защиты для всех категорий владельцев депозитов — и физических лиц, и юридических»,— отмечается в письме.
Напомним, тема защиты вкладов предпринимателей в случае отзыва лицензии у банка стала активно обсуждаться в августе прошлого года, когда ЦБ отозвал лицензию у Пробизнесбанка. Тогда более 500 предпринимателей-клиентов банка направили в адрес уполномоченного при президенте РФ по правам предпринимателей Бориса Титова письмо с просьбой рассмотреть вопросы правомерности действий регулятора в отношении банка и возможности привлечения к ответственности виновных лиц со стороны госорганов. При аппарате бизнес-омбудсмена была сформирована рабочая группа для выработки системы мер по защите предпринимателей. «Когда обсуждали эту тему, никто не выступал против, но в то же время никто — ни ЦБ, ни Госдума, ни правительство — не выступил с законодательной инициативой расширения действия системы»,— сказал “Ъ” вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. По его оценке, на выплаты предпринимателям при отзыве лицензий у банков нужны «не гигантские» суммы, а в 6-8 раз меньшие, чем на выплату физическим лицам.
Источник: Коммерсантъ