Денежные средства, которые организация получает в виде субсидий на осуществление конкретных расходов, в том числе и полученные некоммерческими организациями, должны учитываться в составе внереализационных доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Такой вывод содержится в письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 июня 2018 г. № 03-03-05/40984 «Об особенностях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций«. При этом дополнительного налогообложения таких субсидий не возникает, поскольку затраты, на возмещение которых предназначены субсидии, учитываются в расходах и формируют затратную часть при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Финансисты отметили, что по общему правилу порядок признания внереализационных доходов установлен п. 4.1 ст. 271 Налогового кодекса за исключением случаев, когда организации получают субсидии в рамках возмездного договора. Напомним, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, которые могут выделяться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета (п. 1-2 ст. 78 Бюджетного кодекса). Ведомство указало, что субсидии имеют целевой характер, который проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности расходовать их на определенные цели.
Кроме того, Минфин России отметил, что для сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые получают субсидии в рамках деятельности по реализации собственной сельскохозяйственной продукции, в том числе произведенной и переработанной, налоговая ставка по такой деятельности применяется в размере 0%. При этом сельскохозяйственный производитель должен отвечать критериям п. 2 ст. 346.2 НК РФ. Например, доля дохода от реализации сельхозпродукции, сельхозуслуг не должна быть меньше 70% от общего дохода при реализации товаров, работ, услуг.
Напомним, что нельзя принять НДС к вычету, уплаченный при приобретении товаров, работ, услуг за счет субсидий