НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТРУДА.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
(В ТОМ ЧИСЛЕ И С 2015 ГОДА)
Ответственность организации за нарушения в области труда выражается в применении к ответственным лицам тех или иных санкций, если они не выполняют требования к безопасности условий труда на рабочих местах, установленные российскими законодательными актами различного уровня.
Трудовое законодательство направлено в том числе на создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, которыми являются работники и работодатели. Регламентация этих отношений помимо прочего включает регулирование обязанностей субъектов трудовых отношений и ответственности за их нарушение.
В соответствии со ст. 419Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами. В зависимости от состава и характера нарушения к ним могут применяться также меры административной и уголовной ответственности.
Административная ответственность за нарушение законодательства о труде определена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
В ст. 5.27КоАП РФ установлено, что нарушение законодательства о труде влечет за собой наложение административного штрафа на :
—должностных лиц — в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб.;
— лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 тыс. до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Следует знать, что нарушение законодательства о труде должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (квалифицированный состав нарушения), приведет к дисквалификации на срок от одного года до трех лет.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» с 1 января 2015 г. вступят в силу поправки, внесенные в КоАП РФ.
Несколько изменится содержание самой ст. 5.27КоАП РФ, при этом ее название будет другим — «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
Согласно новой редакции ст. 5.27КоАП РФ с 1 января 2015 г. штрафы за нарушение трудового законодательства и трудового права для должностных лиц и предпринимателей составят от 1 тыс. до 5 тыс. руб., для юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
При повторном нарушении должностные лица будут оштрафованы на сумму от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или дисквалифицированы на срок от одного года до трех лет. Индивидуальным предпринимателям за повторное нарушение придется заплатить штраф в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а организациям — от 50 тыс. до 70 тыс. руб.
В п. 2 ст. 5.27КоАП РФ предусмотрено наказание в виде штрафа за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это, если с работником не заключен трудовой договор, который будет взиматься с граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., с должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
За уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора наказание составит для должностных лиц 10 — 20 тыс. руб., для предпринимателей — 5 — 10 тыс. руб., для юридических лиц — 50 — 100 тыс. руб.
При повторном нарушении граждане будут оштрафованы на 5 тыс. руб., должностных лиц дисквалифицируют на срок от одного года до трех лет. Индивидуальным предпринимателям за повторное нарушение придется заплатить штраф от 30 тыс. до 40 тыс. руб., а организациям — от 100 тыс. до 200 тыс. руб.
Глава 14 КоАП РФ была дополнена новой ст. 14.54«Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда», в которой определены административные правонарушения в отношении деятельности организаций и экспертов, проводящих специальную оценку труда.
Необходимо напомнить, что в 2013 г. и ранее работодатели проводили аттестацию рабочих мест — эта обязанность была установлена для них в ст. 212ТК РФ. С начала 2014 г. аттестация была заменена на специальную оценку условий труда в соответствии с поправками, внесенными в ТК РФ, где само понятие «аттестация рабочих мест» теперь отсутствует.
Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам проведения такой оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.
Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки возлагаются на работодателя согласно ст. 212ТК РФ и ч. 1 ст. 8Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Если же рабочее место ранее было аттестовано, то оценку можно назначить через пять лет после аттестации.
Итак, с 1 января 2015 г. в случае нарушения организацией порядка специальной оценки условий труда на рабочем месте административный штраф для должностного лица будет равен от 20 тыс. до 30 тыс. руб., для юридического — от 70 тыс. до 100 тыс. руб.
За совершение аналогичных правонарушений для должностных лиц предусмотрены штрафные санкции в виде дисквалификации на срок от одного года до 3 лет или штраф в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб., для юридического лица — от 100 тыс. до 200 тыс. руб. или административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.
Эксперт организации, проводившей оценку, при совершении нарушений несет административную ответственность как должностное лицо. Если в судебном порядке его отстранят от выполнения должностных обязанностей, он может лишиться сертификата, который дает право выполнять работы по специальной оценке сроком не менее 10 лет.
В соответствии со ст. 23.12КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 — 3 ст. 5.27,ч. 1 — 4 ст. 5.27.1, а также ст. ст. 5.28— 5.34(носят характер трудового спора), ч. 1 ст. 14.54,ст. 15.34, рассматривает в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 356ТК РФ).
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени федеральной инспекции труда вправе:
— главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
— главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации;
— главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда;
— руководители структурных подразделений федеральной инспекции труда, их заместители (по правовым вопросам и охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда;
— руководители государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и охране труда);
— начальники отделов государственных инспекций труда, их заместители (по правовым вопросам и охране труда), главные государственные инспекторы труда, государственные инспекторы труда.
Обратите внимание, что указанные лица имеют те же полномочия при рассмотрении дел об административных правонарушениях, что и федеральная инспекция труда, а осуществляют их непосредственно от ее имени.
Приказом Федерального агентства по труду и занятости от 10.04.2006 N 60 утвержден Перечень должностных лиц и территориальных органов по государственному надзору и контролю над соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях (далее — Перечень должностных лиц).
Согласно Перечню должностных лиц составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 5.27(в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа на юридических лиц), ч. 1 ст. 19.4и ст. 19.7КоАП РФ, вправе:
— руководитель Роструда — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда — заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;
— начальник Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, его заместители;
— начальники отделов надзора и контроля Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, их заместители;
— руководители государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
— начальники отделов надзора и контроля государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
— главные государственные инспекторы труда государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.
По административным правонарушениям, предусмотренным ч. 1 ст. 5.27(в части нарушений законодательства о труде и об охране труда, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности), составлять протоколы могут:
— руководитель Роструда — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, заместитель руководителя Роструда — заместитель главного государственного инспектора труда Российской Федерации;
— начальник Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, его заместитель по вопросам охраны труда;
— начальники отделов надзора и контроля по вопросам охраны труда Управления надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде, их заместители;
— руководители государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители по вопросам охраны труда;
— начальники отделов надзора и контроля по вопросам охраны труда государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
— главные государственные инспекторы труда (по охране труда) государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации;
— государственные инспекторы труда (по охране труда) государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.
Обратите внимание, что в приведенных списках такое право делегировано определенным должностным лицам в субъектах Российской Федерации.