В скором времени инспекторы смогут отказать организации в приеме декларации или расчета по взносам, если окажется, что ее руководитель дисквалифицирован или в отношении него внесена запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений. Такой порядок предусмотрен новым административным регламентом, который утвержден приказом ФНС России от 08.07.19 № ММВ-7-19/343@.
В какие сроки налоговики должны принять отчетность и ответить на запрос
Комментируемый документ регулирует прием налоговой отчетности и расчетов по страховым взносам, а также порядок информирования налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом и об исполнении обязанности по уплате налогов.
Регламентом устанавливается, что прием декларации и расчета осуществляется:
- в день ее получения налоговым органом (при личном приеме, отправке по почте или через МФЦ);
- в течение одного рабочего дня со дня получения налоговым органом — при оправке отчетности через интернет.
Для получения информации установлены следующие сроки:
- на основании устного запроса — в день обращения;
- на основании письменного запроса — в течение 30 календарных дней со дня регистрации такого запроса;
- на основании электронного запроса по ТКС — в течение 30 календарных дней со дня регистрации такого запроса;
- о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам на основании письменного или электронного запроса — в течение пяти рабочих дней со дня поступления такого запроса в налоговый орган;
- об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на основании письменного или электронного запроса — в течение десяти рабочих дней со дня поступления такого запроса в налоговый орган.
По новым правилам инспекторы вправе отказать в приеме запроса, текст которого не позволяет определить суть предложения (вопроса).
Когда отчетность могут не принять
Напомним, что в настоящее время существует шесть оснований для отказа в приеме декларации (п. 28 регламента, утв. приказом Минфина России от 02.07.12 № 99н), а именно:
- отсутствие документов, удостоверяющих личность физлица, или отказ физлица предъявить должностному лицу, принимающему декларацию, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;
- отсутствие документов, подтверждающих полномочия физлица-уполномоченного представителя на представление декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, принимающему декларацию, такие документы;
- представление декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);
- отсутствие в декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя — физлица) организации — заявителя (физлица — заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации (расчете), печати организации;
- отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя-физлица) организации (физлица-заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя-физлица) организации-заявителя (физлица-заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;
- представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Комментируемым приказом ФНС расширяет перечень оснований, по которым налоговики могут не принять декларацию и расчет по страховым взносам. Помимо вышеназванных, к ним также будут относиться следующие.
- Представление декларации (расчета), подписанной руководителем (иным представителем-физлицом) организации-заявителя (физлицом-заявителем или его представителем), у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации (расчете), в том числе:
- Руководитель организации дисквалифицирован (ИП лишен права заниматься предпринимательской деятельностью);
- Руководитель организации или ИП снят с учета на основании сведений о его смерти;
- У налогового органа есть судебный акт, которым установлен факт отказа руководителя от участия (руководства) в организации;
- У налогового органа есть судебный акт о признании руководителя или ИП недееспособным, или безвестно отсутствующим;
- В отношении руководителя в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений.
- Отсутствие усиленной неквалифицированной (квалифицированной) подписи физлица в случае представления декларации (расчета) через личный кабинет налогоплательщика;
В настоящее время суды указывают на то, что инспекция не в праве отказать в приеме декларации из-за недостоверности сведений в ЕГРЮЛ (см., например, постановление АС Уральского округа от 17.01.19 № Ф09-9102/18).
- Представление РСВ, в котором сведения по каждому физлицу о сумме выплат в пользу физлиц, базе для исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины, сумме взносов на ОПС, базе для исчисления взносов на ОПС по доптарифу, сумме взносов на ОПС по доптарифу за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних 3-х месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки, а также суммы одноименных показателей по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов;
Обратите внимание: при сдаче РСВ наиболее комфортно будут чувствовать себя те страхователи, которые используют для подготовки и проверки отчетности веб-сервисы (например, систему для отправки отчетности «Контур.Экстерн»). Там актуальные проверочные программы устанавливаются автоматически, без участия пользователя. Если данные, которые ввел страхователь, не соответствуют ранее сданной отчетности и актуальным контрольным соотношениям, система обязательно предупредит его об этом и подскажет, как можно исправить ошибки.
- Представление РСВ, в котором указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных лиц.
Кроме этого, новым регламентом исключено требование проставлять печати на запросах.
Дата представления отчетности
В регламенте оговорено, что датой представления налоговой декларации (расчета) заявителем в электронной форме считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (эту дату фиксирует оператор ЭДО, то есть электронного документооборота). Как и прежде, декларация (расчет) в электронной форме считается принятой инспекцией ФНС России, если заявителю поступила квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата). А датой получения налоговой декларации (расчета) в электронной форме налоговым органом считается дата, указанная в квитанции о приеме.
Когда начнут действовать новые правила
В комментируемом приказе ФНС сказано, что он действует со дня вступления в силу приказа Минфина, который отменяет действующий регламент (утвержден приказом Минфина от 02.07.12 № 99н). На момент размещения нашей новости «отменяющий» приказ Минфина опубликован не был.