Минфин России рассказал о порядке амортизации имущества, приобретенного или созданного за счет бюджетных средств целевого финансирования и субсидий на финансовое обеспечение затрат (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 августа 2019 г. № 03-03-06/1/60538).
Согласно нормам налогового законодательства имущество не подлежит амортизации, если оно было приобретено или создано за счет бюджетных средств целевого финансирования (подп. 3 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса). Ведь такие средства не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Что же касается субсидий, полученных коммерческими организациями на финансовое обеспечение затрат, связанных с созданием или реконструкцией объектов инфраструктуры, то они не поименованы в вышеуказанном перечне неучитываемых при формировании налоговой базы. А значит, для целей налога на прибыль организаций они не относятся к средствам целевого бюджетного финансирования. Поэтому, как поясняет Минфин России, имущество, созданное за счет средств полученной субсидии и отвечающее критериям амортизируемого имущества (они указаны в ст. 256 НК РФ), подлежит амортизации для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Напомним, что вышеуказанные субсидии учитываются для целей налога на прибыль организаций в доходах, за исключением случаев их получения в рамках возмездного договора, по мере осуществления и признания расходов или единовременно, если к моменту их получения данные расходы произведены и признаны в налоговом учете (п. 4.1 ст. 271 НК РФ).