КАК ИЗМЕНИТСЯ ЗАКОН О ПРИМЕНЕНИИ ККТ: ОНЛАЙН-КАССЫ, ЭЛЕКТРОННЫЙ ЧЕК, ОТМЕНА ЛЬГОТЫ ДЛЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ЕНВД

ZAKONY-1-615 июля этого года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.16 № 290-ФЗ, который изменил большинство положений Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ о применении ККТ (далее — Закон о применении ККТ). Согласно поправкам, на смену привычным кассовым аппаратам придут онлайн-кассы, через которые нужно будет передавать в налоговую инспекцию данные о каждом пробитом чеке. Эта обязанность появится у пользователей онлайн-касс с 1 февраля 2017 года. А с 1 июля 2018 года к ним присоединятся плательщики ЕНВД и предприниматели на патентной системе, которые с указанной даты потеряют право не использовать контрольно-кассовую технику. Кроме этого, уже с 15 июля 2016 года начали действовать новые санкции за неприменение ККТ и другие нарушения в данной сфере. Мы предлагаем вашему вниманию обзор самых важных нововведений.

Кого освободили от применения ККТ

С момента вступления в силу новой редакции Закона о применении ККТ (то есть с 15 июля 2016 года) расширяется список лиц, освобожденных от использования контрольно-кассовой техники. Так, в него вошли организации и предприниматели, которые оказывают услуги по ремонту и окраске обуви, занимаются изготовлением и ремонтом металлической галантереи и ключей, реализуют собственные изделия народных художественных промыслов и некоторые другие категории лиц. Также от применения кассовой техники освобождены ИП, которые сдают в аренду принадлежащие им жилые помещения.

За некоторыми категориями торговцев, которые и ранее могли не использовать ККТ, это право сохранилось и после вступления поправок в силу. К ним, в частности, относятся организации и ИП, которые продают в киосках газеты, журналы и сопутствующие товары (если доля выручки от реализации прессы составляет не менее половины общего товарооборота), а также мороженое и безалкогольные напитки в розлив. По-прежнему могут в общем случае не применять ККТ те, кто занимается разносной торговлей, либо реализует товары на ярмарках, розничных рынках и в выставочных комплексах. Освобождение от использования касс сохранилось за лицами, которые торгуют с автоцистерн молоком, квасом, живой рыбой, а также за теми, кто продает сезонные овощи, фрукты и бахчевые культуры.

Помимо этого могут продолжать не применять ККТ компании и предприниматели, находящиеся в отдаленных и труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров и поселков городского типа). Право не использовать контрольно-кассовую технику имеют те из них, кто работает в местности, упомянутой в специальном перечне (его утверждают региональные власти). Правда, ранее такие торговцы при наличных расчетах не выписывали покупателям никаких документов, теперь же должны выдать по требованию клиента документ, подтверждающий факт оплаты.

Как и прежде обходиться без ККТ смогут аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах в сельской местности. Право не использовать кассы сохранилось и для обособленных подразделений медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, которые расположены в сельских населенных пунктах, где нет аптек.

Отметим, что во всех вышеперечисленных случаях освобождение от ККТ не действует, если для расчетов используются специальные автоматические устройства, позволяющие рассчитаться с продавцом без его непосредственного участия.

Кроме того, право не применять кассовую технику не распространяется на тех, кто реализует подакцизные товары.

Кто утратит право на освобождение от ККТ

Есть ряд категорий лиц, которые прежде не использовали контрольно-кассовую технику, но из-за внесения поправок в Закон о применении ККТ потеряют право на освобождение.

Во-первых, это налогоплательщики ЕНВД и предприниматели, которые перешли на патентную систему налогообложения. Сегодня они могут не применять ККТ при условии выдачи по требованию клиента документа, подтверждающего факт оплаты. Такое положение дел сохранится до 1 июля 2018 года, после чего «вмененщики» и налогоплательщики на ПСН будут обязаны использовать контрольно-кассовую технику на общих основаниях.

Во-вторых, это лица, торгующие некоторыми видами товаров. А именно: чайной продукций в поездах, лотерейными билетами, почтовыми марками по номинальной стоимости. Сейчас у них есть право не применять ККТ, но начиная с 1 июля 2018 года оно будет утрачено.

В-третьих, это продавцы, установившие торговые автоматы (другое название — вендинговые автоматы). В настоящее время Закон о применении ККТ не обязывает оснащать торговые автоматы контрольно-кассовой техникой. Данное освобождение будет действовать до 1 июля 2018 года, затем владельцы торговых автоматов должны оборудовать каждый из них ККТ.

Применение ККТ при оказании услуг населению

Сейчас компании и ИП, которые оказывают услуги населению, могут вместо кассовых чеков выдавать бланки строгой отчетности (БСО). Эти бланки либо печатают в типографии, либо формируют при помощи специальных автоматизированных систем. Такие системы допустимо создавать на базе ККТ (письмо Минфина России от 10.12.10 № 03-01-15/9-256, но контрольно-кассовой техникой они не являются.

Так будет продолжаться вплоть до 1 июля 2018 года. После указанной даты право выдавать БСО при оказании услуг населению сохранится. Но формировать бланки можно будет только одним способом — при помощи устройства под названием «автоматизированная система для бланков строгой отчетности». Несмотря на схожее название, данное устройство отличается от автоматизированной системы прежнего образца. Новая автоматизированная система для БСО — это разновидность контрольно-кассовой техники, и к ней предъявляются такие же требования, как к любой другой ККТ (о данных требованиях см. ниже). Сам же бланк строгой отчетности станет, по сути, разновидностью кассового чека.

Есть и еще одно нововведение. Согласно прежней редакции Закона о применении ККТ, бланки строгой отчетности разрешалось выдавать только при оказании услуг. Новая редакция Закона о применении ККТ позволяет использовать БСО и в случае выполнения работ. Это правило действует с момента вступления в силу комментируемого закона, то есть с 15 июля 2016 года.

Применение ККТ при интернет-торговле

В последнее время все большую популярность приобретает такой способ продажи, при котором клиент рассчитывается за товар или услугу непосредственно на сайте поставщика. Специфика подобных взаиморасчетов в том, что деньги списываются с карты покупателя без какого-либо участия продавца.

До сих пор не было полной ясности о том, нужно ли при интернет-торговле использовать контрольно-кассовую технику. В ранее действовавшей редакции Закона о применении ККТ об этом ничего не говорилось. Чиновники ФНС России считали, что такая обязанность существует (письмо от 31.12.13 № ЕД-4-2/23721).

Благодаря комментируемым поправкам, недосказанность устранена. В новой редакции Закона о применении ККТ интернет-торговле уделено особое внимание. Так, появилось понятие «расчеты с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет»». Под ними подразумеваются расчеты, исключающие возможность непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом. При таких расчетах применяются подключенные к интернету устройства, дающие возможность дистанционного взаимодействия покупателя с продавцом.

Законодатели четко обозначили, что ККТ нужно применять не только при наличных расчетах, но и при расчетах посредством электронных средств платежа. В последнем случае можно приобрести специальную кассу, предназначенную только для интернет-расчетов. Такой кассовый аппарат, в отличие от обычного, не снабжен принтером для печати чеков.

Добавим, что исключение сделано для ситуаций, когда интернет-расчеты происходят между двумя компаниями, двумя предпринимателями, либо между компанией и ИП. В этих случаях использовать контрольно-кассовую технику для интернет-торговли не надо.

Новые требования к контрольно-кассовой технике

В измененной редакции Закона о применении ККТ дано следующее определение контрольно-кассовой техники. Это электронно-вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, способные записывать и хранить фискальные данные (то есть информацию о платежах). ККТ должны уметь формировать кассовые чеки и бланки строгой отчетности, передавать их в электронном виде в налоговые органы, и при необходимости распечатывать на бумаге.

Таким образом, одним из основных требований к контрольно-кассовой технике станет возможность подключения ее к интернету. По этой причине «новые» кассы называют онлайн-кассами. Существуют и другие требования, в частности, наличие корпуса с заводским номером, встроенных часов и устройства для печати чеков с двухмерным штрих-кодом.

Онлайн-кассы отличаются от ККТ прежнего образца еще и тем, что они не снабжены ни фискальной памятью, ни ЭКЛЗ. На смену им придет устройство под названием «фискальный накопитель». Это программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство, которое хранит и защищает информацию о платежах. Фискальный накопитель находится в опломбированном корпусе и содержит ключи для шифрования данных, пересылаемых налоговикам.

Как и раньше, продавцы смогут использовать только кассовую технику, включенную в специальный реестр. В дополнение к этому появится отдельный реестр для фискальных накопителей. Перед началом эксплуатации онлайн-кассу необходимо зарегистрировать в налоговой инспекции, а при замене фискального накопителя перерегистрировать. Регистрация и перерегистрация онлайн-кассы не требует обязательного визита в ИФНС. Пройти эти процедуры можно в онлайн-режиме, направив по интернету заявление, подписанное электронной подписью.  

Отметим, что для регистрации ККТ старого образца необходим договор с центром технического обслуживания (ЦТО), а для регистрации онлайн-кассы такой договор не нужен. Это означает, что при переходе на онлайн-кассу торговец при желании может отказаться от услуг ЦТО.

Обратите внимание: зарегистрировать в инспекции ККТ старого образца можно будет по 31 января 2017 года включительно. Начиная с 1 февраля 2017 года, налоговики станут регистрировать только онлайн-кассы. Применять уже зарегистрированную «старую» кассовую технику разрешено по 30 июня 2017 года. После этой даты все продавцы будут обязаны использовать ККТ только нового образца.

К слову, далеко не всем придется покупать новые кассовые аппараты. Некоторые «старые» модели ККТ можно модернизировать, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель. Такие усовершенствования позволят использовать их как онлайн-кассы. Подобные разъяснения дала ФНС России в информации «О переходе на онлайн-кассы».

Как данные о продажах будут поступать в налоговую инспекцию

Согласно обновленному порядку применения ККТ, сведения о каждом пробитом чеке должны поступать в налоговую инспекцию в электронном виде. Но передача данных от продавца к ИФНС будет происходить не напрямую, а через оператора фискальных данных (сокращенно ОФД). Это российская организация, которая прошла весьма жесткую проверку и получила разрешение на обработку фискальных данных. Например, таким оператором является компания СКБ Контур, которая является разработчиком сервиса «Контур.ОФД». Данный сервис совместим с любой кассовой техникой и программным обеспечением. При этом он и позволяет не только передавать налоговикам данные о пробитых чеках, но и быстро регистрировать технику в ФНС в онлайн-режиме.

Алгоритм взаимодействия пользователя кассы, ОФД и налоговиков будет следующим. Перед началом работы продавец заключает договор с ОФД и регистрирует онлайн-кассу в ИФНС. Кассир в обычном режиме пробивает кассовые чеки. Зашифрованные сведения о каждом пробитом чеке в электронном виде незамедлительно передаются на сервер ОФД. Там они проходят проверку, и при положительном исходе оператор направляет продавцу подтверждение о приеме. Если подтверждение не пришло, онлайн-касса автоматически дублирует передачу данных. На этом непосредственное участие торговца в процессе передачи данных о чеке заканчивается.

Далее оператор фискальных данных пересылает сведения налоговикам. Перед отправкой ОФД фиксирует всю информацию о пробитом чеке таким образом, чтобы впоследствии ее нельзя было исправить. Эти записи попадают в базу данных и в ее резервную копию. Оператор фискальных данных хранит их не менее пяти лет.

Законодатели установили переходный период, в течение которого передача фискальных данных в налоговую службу будет носить добровольный характер. Этот период продлится до 1 февраля 2017 года. До этой даты любой продавец может начать сотрудничать с ОФД и добровольно передавать данные о пробитых чеках в ИФНС. С февраля 2017 года наличие договора с ОФД будет непременным условием для регистрации кассовой техники.

Приведенный выше алгоритм не распространяется на компании и ИП, которые работают в отдаленных от сетей связи местностях (перечни таких местностей утверждают региональные власти). Закон о применении ККТ освобождает этих торговцев от обязанности передавать данные о продажах в налоговую инспекцию через ОФД.

Напомним, что экспериментальное внедрение онлайн-касс уже состоялось в четырех регионах. По мнению специалистов ФНС, эксперимент прошел успешно, и новая технология передачи фискальных данных доказала свою эффективность.

Какими станут кассовые чеки и БСО

Обновленная редакция Закона о применении ККТ содержит внушительный список обязательных реквизитов кассового чека и бланка строгой отчетности. Помимо привычных даты и времени расчета, в этот перечень добавлено место совершения покупки. Это почтовый адрес магазина, либо адрес сайта интернет-магазина. Есть и другие новые реквизиты: система налогообложения, под которую подпадает продажа, ставка НДС, номер экземпляра модели фискального накопителя и проч.

Комментируемые поправки вводят такие понятия, как кассовый чек коррекции и бланк строгой отчетности коррекции. Эти документы предназначены для исправления ранее произведенных расчетов. Сформировать чек коррекции или БСО коррекции можно будет только в случае, если исходная операция относится к этой же смене. Другими словами, скорректировать вчерашние, позавчерашние или более ранние расчеты не получится.

Как и прежде, продавцы обязаны выдавать чеки и БСО клиентам. Но по новым правилам при определенных условиях эти документы не обязательно печатать на бумаге. По желанию покупателя и при наличии технической возможности кассир может выслать чек или БСО в электронном виде на абонентский номер или электронный адрес, указанный клиентом. Есть и другой вариант — направить клиенту не сам чек или БСО, а сведения, при помощи которых можно их идентифицировать: регистрационный номер кассы, сумму, дату и время расчета и проч. Получив эти сведения, клиент сможет самостоятельно найти и бесплатно получить свой чек или БСО на информационном интернет-ресурсе, который указал продавец.

При дистанционной торговле через интернет-магазины продавцы не должны выдавать «бумажные» чеки или БСО. Это четко прописано в новой редакции Закона. В этом случае торговцы обязаны обеспечить передачу покупателю кассового чека или БСО в электронной форме на указанные им абонентский номер либо адрес электронной почты.

Новые размеры штрафов

Комментируемые поправки изменили не только Закон о применении ККТ, но и Кодекс об административных правонарушениях. В частности, скорректирована статья 14.5 КоАП РФ, где говорится об ответственности за неприменение ККТ и о других нарушениях в этой сфере. Новые санкции применяются уже с 15 июля 2016 года (более позднее вступление в силу предусмотрено только для новой редакции части 4 статьи 14.5 КоАП РФ).

Так, штраф за неприменение ККТ теперь зависит «от суммы расчета, осуществленного без применения ККТ» (иными словами, от суммы, внесенной не через кассу). Юридические лица заплатят от 75% до 100% от суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 тыс. рублей, должностные лица и ИП — от 25% до 50% от суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 тыс. рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ). Напомним, что ранее за это нарушение предусматривалось предупреждение, либо штраф для компаний от 30 тыс. до 40 тыс. рублей, для должностных лиц и ИП — от 3 тыс. до 4 тыс. рублей, для граждан — от 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей.

Кроме этого, введены санкции за повторное неприменение ККТ (то есть совершенное в течение года с момента привлечения к ответственности за такое же нарушение). Если сумма «повторных» расчетов без использования кассы составила, в том числе в совокупности, 1 млн. рублей или более, то должностным лицам грозит дисквалификация на срок от одного года до двух лет, а организациям и ИП — приостановка деятельности на срок до 90 суток (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ).

За другие нарушения в области применения ККТ будут применяться следующие меры ответственности:

  • за применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, нарушение порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения: для должностных лиц и ИП — предупреждение или штраф от 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей, для организаций — предупреждение или штраф от 5 тыс. до 10 тыс. рублей (ч. 4 ст. 14.5КоАП РФ). Отметим, что санкция за нарушение порядка и условий применения ККТ будет действовать только с 1 февраля 2017 года;
  • за непредставление документов и информации по запросам налоговиков, либо за нарушение сроков представления: для должностных лиц или ИП — предупреждение или штраф от 1,5 тыс. до 3 тыс. рублей, для организаций — предупреждение или штраф от 5 тыс. до 10 тыс. рублей (ч. 5 ст. 14.5КоАП РФ);
  • за невыдачу покупателю кассового чека или БСО на бумажном носителе, либо ненаправление этих документов в электронной форме: для должностных лиц и ИП— предупреждение или штраф 2 тыс. рублей, для организаций — предупреждение или штраф 10 тыс. рублей (ч. 6 ст. 14.5КоАП РФ).

Наказания за нарушения, установленные частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ, можно избежать, если нарушитель сам сообщит в ИФНС о своем нарушении. Но сделать это нужно до того, как будет вынесено соответствующее постановление. Кроме того, для освобождения от штрафа необходимо соблюдение двух условий. Во-первых, у налоговиков не должно быть сведений и документов об этом нарушении. Во-вторых, нарушитель должен предъявить сведения и документы, достаточные для установления события нарушения.

Важно, что срок привлечения к ответственности за кассовые нарушения увеличился с двух месяцев до одного года. Это значит, что отныне ИФНС может вынести постановление по делу о неприменении ККТ или о другом нарушении в этой сфере в течение года со дня, когда было совершено нарушение.