Одна из самых больших трудностей, с которыми столкнулись бухгалтеры в наступившем году — это заполнение платежного поручения на уплату страховых взносов. Причина в том, что с января 2017 года контроль над взносами перешел от фондов к налоговикам, что, в свою очередь, повлекло за собой типичные сложности переходного периода. В частности, устарели правила указания информации в поле 101, предназначенном для статуса плательщика. При этом необходимые поправки до сих пор не внесены. К тому же для взносов утверждены новые КБК, которые существенно отличаются от прошлогодних. Мы заострили внимание на наиболее важных моментах, чтобы предотвратить возможные ошибки.
Код бюджетной классификации (поле 104)
В 2017 году при перечислении взносов следует использовать коды бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 07.12.16 № 230н. Этот документ внес изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина от 01.07.13 № 65н . Все новые коды для уплаты в 2017 году страховых взносов, пеней и штрафам по ним, опубликованы в справочнике КБК на 2017 год. Остановимся на наиболее значимых моментах.
Первые три цифры КБК
Очень важный нюанс — это первые три цифры КБК, которые обозначают код главного администратора доходов бюджетов. С 2017 года для страховых взносов (здесь и далее речь идет обо всех взносах, кроме взносов «на травматизм») главным администратором теперь является ФНС России. Поэтому, начиная с января, первые три цифры КБК должны принимать значение «182». Это подчеркнули специалисты налогового ведомства в письме от 01.12.16 № ЗН-4-1/22860@ . Напомним, что в 2016 году и ранее первые три цифры КБК для взносов принимали значение «392».
Коды для взносов, начисленных за периоды до 2017 года
Для всех без исключения взносов предусмотрены «переходные» коды. Их нужно указывать в случае, когда в 2017 году перечисляются взносы, начисленные за 2016 год и более ранние периоды. В частности, «переходные» коды необходимо использовать, если в 2017 году страхователь платит взносы за декабрь 2016 года.
«Переходные» значения отличаются от «постоянных» кодом подвида доходов, то есть цифрами 14-17. Например, для пенсионных взносов по основному тарифу в «переходном» КБК цифры 14-17 принимают значение «1000», а в «постоянном» КБК — «1010» (см. табл. 1).
Таблица 1
«Переходные» КБК, которые применяются при уплате в 2017 году взносов, начисленных за 2016 год и более ранние периоды
Вид страховых взносов | «Переходный» КБК |
Взносы на обязательное пенсионное страхование по основному тарифу | 182 1 02 02010 06 1000 160 |
Взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | 182 1 02 02090 07 1000 160 |
Взносы на обязательное медицинское страхование | 182 1 02 02101 08 1013 160 |
Взносы на пенсионное страхование ИП «за себя» (с дохода до 300 тыс. руб.) | 182 1 02 02140 06 1100 160 |
Взносы на пенсионное страхование ИП «за себя» (с дохода, превышающего 300 тыс. руб.) | 182 1 02 02140 06 1200 160 |
Взносы на медицинское страхование ИП «за себя» | 182 1 02 02103 08 1011 160 |
Коды для пенсионных взносов по дополнительному тарифу
В общем случае доптариф пенсионных взносов за сотрудников, занятых на «вредных» работах, составляет либо 9 процентов, либо 6 процентов (в зависимости от вида работ). Это предусмотрено пунктами 1 и 2 статьи 428 НК РФ (до 2017 года это было закреплено в пп. 1 и 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ).
Однако если по результатам спецоценки, проведенной работодателем, были установлены классы условий труда, то нужно применять другие, более низкие доптарифы. Их значения колеблются от 8 до 0 процентов. Данное правило закреплено в пункте 3 статьи 428 НК РФ (до 2017 года это было закреплено в п.2.1 ст. 58.30 Закона № 212-ФЗ).
В 2016 году и ранее для взносов по доптарифам было предусмотрено только два КБК. Первый — для тех, кто занят на видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.13 № 400-ФЗ (список 1). Второй — для тех, кто занят на видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Закона 400-ФЗ (список 2). При этом применение того или иного кода никак не зависело от факта проведения спецоценки.
Начиная с 2017 года, для взносов по доптарифам предусмотрено четыре КБК. Теперь выбор кода зависит не только от вида работ, но и от того, проводилась ли спецоценка условий труда (см. табл. 2).
Таблица 2
КБК для пенсионных взносов по дополнительному тарифу (применяются с 2017 года)
Список 1 | Доптариф не зависит от результатов спецоценки (9 %) | 182 1 02 02131 06 1010 160 |
Доптариф зависит от результатов спецоценки | 182 1 02 02131 06 1020 160 | |
Список 2 | Доптариф не зависит от результатов спецоценки (6 %) | 182 1 02 02132 06 1010 160 |
Доптариф зависит от результатов спецоценки | 182 1 02 02132 06 1020 160 |
Коды для пенсионных взносов «за себя»
Размер пенсионных взносов «за себя» зависит от величины дохода плательщиков-предпринимателей, нотариусов и прочих «индивидуалов». Если доход не превышает 300 000 руб. в год, то сумма взносов является фиксированной и составляет МРОТ, умноженный на тариф (22 %) и умноженный на 12. Если доход превышает 300 000 руб. в год, то величина взносов — это указанная выше фиксированная величина плюс 1 процент от суммы превышения. Данное правило закреплено в подпункте 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ (до 2017 года оно было закреплено в ч. 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).
В 2016 году и ранее для пенсионных взносов «за себя» было предусмотрено два КБК. Первый применялся при перечислении фиксированной части взносов, второй — при перечислении части взносов в размере 1 процента от доходов, превышающих 300 000 руб.
Начиная с 2017 года ситуация изменилась. Существуют «переходные» КБК для пенсионных взносов «за себя», начисленных за 2013-2016 годы. Таких кодов два: первый — для уплаты фиксированной части взносов, второй — для уплаты части взносов в размере 1 процента от доходов свыше 300 000 руб.
Также в 2017 году применяется «постоянный» КБК. Он предназначен для перечисления пенсионных взносов «за себя», начисленных за январь, февраль и последующие месяцы 2017 года. Обратите внимание: «постоянный» код используется как для уплаты фиксированной части взносов, так и для части взносов в размере 1 процента от доходов свыше 300 000 руб. (см. табл. 3).
Таблица 3
КБК для пенсионных взносов «за себя» (применяются с 2017 года)
Фиксированная часть пенсионных взносов «за себя» | Часть пенсионных взносов «за себя» в размере 1% от доходов свыше 300 000 руб. | |
«Переходные» коды для взносов, начисленных за 2013-2016 годы | 182 1 02 02140 06 1100 160 | 182 1 02 02140 06 1200 160 |
«Постоянные» коды для взносов, начисленных за периоды с начала 2017 года | 182 1 02 02140 06 1110 160 |
Статус плательщика (поле 101)
Много вопросов вызывает поле 101 платежки, где следует указывать статус плательщика. Правила заполнения данного реквизита даны в приложении № 5 к приказу Минфина России от 12.11.13 № 107н. К сожалению, в действующей редакции данного документа нет ни одного статуса, который бесспорно подходил бы для страхователя, перечисляющего взносы в ИФНС. На сегодняшний день существуют три версии, как правильно заполнить поле 101.
Согласно первой версии организации в данном поле должны ставить «01», а предприниматели — «09». Эти значения предназначены для налогоплательщиков — юридических лиц и налогоплательщиков-предпринимателей (ИП) соответственно. Многие специалисты придерживаются именно первой версии. Они рассуждают таким образом: раз страховые взносы переведены под контроль налоговиков, то плательщики взносов по сути приравнены к налогоплательщикам. Значит, статусы «01» и «09» можно применять при уплате не только налогов, но и страховых взносов. Тем не менее, такой вариант нельзя назвать идеальным, поскольку в НК РФ понятия «налогоплательщик» и «плательщик страховых взносов» разделены.
По второй версии в поле 101 надо указывать статус «08». Он предназначен для плательщиков (как организаций, так и ИП), осуществляющих перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ. Этот статус использовался при перечислении взносов до 2017 года. Сейчас, по мнению некоторых экспертов, его по-прежнему можно ставить в поле 101. Такого рода рекомендации дают, в числе прочего, некоторые ведущие банки. Существенным минусом данной позиции является то, что её не разделяют налоговики.
По третьей версии в поле 101 необходимо указывать значение «14», которое предназначено для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам. Хотя на первый взгляд эта формулировка не годится для страхователей, инспекторы «на местах» зачастую советуют выбрать именно этот вариант.
Добавим, что Минфин России планирует внести изменения в приказ № 107н (проект поправок размещен на сайте данного ведомства). Если это произойдет, то значение «08» будут использовать плательщики, осуществляющие «иные платежи» в бюджетную систему. Иными словами, из определения, приведенного для значения «08» исчезнет упоминание о страховых платежах. Однако в определениях других значений оно не появится. Таким образом, даже ожидаемые поправки, по всей видимости, не внесут полной ясности.
Резюмирую все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: какое бы значение ни поставил страхователь в поле 101, вероятность ошибки остается. Но это не означает, что платеж непременно «затеряется», а у страхователя возникнет недоимка. На практике инспекторы засчитывают платежи с верно указанным кодом бюджетной классификации, даже если в них стоит «неправильный» статус плательщика. Но чтобы предотвратить все возможные вопросы со стороны налоговиков, можно дождаться прояснения данного вопроса (например, официальных разъяснений Минфина), и уточнить платеж в соответствии с пунктом 7 статьи 45 НК РФ.
Реквизиты получателя (поля 61, 103 и 16)
В связи с тем, что с 2017 года страховые взносы платятся не в фонды, а в ИФНС, в качестве получателя в платежном поручении нужно указывать налоговую инспекцию. Так, в поле 61 «ИНН» и в поле 103 «КПП» следует проставлять идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет налоговой инспекции — так же, как при уплате налогов.
В поле 16 «Плательщик» надо указывать сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках — сокращенное наименование инспекции. Например, УФК по г. Москве (ИФНС России № 16 по г. Москве). Соответствующие разъяснения дала Федеральная налоговая служба в письме от 01.12.16 № ЗН-4-1/22860@ .
Таблица 4
Другие реквизиты платежки по взносам в 2017 году
Поле 106 «Основание платежа» | Для взносов за январь, февраль и последующие месяцы 2017 года указывается «ТП» |
Поле 107 «Период» | Для взносов за январь, февраль и последующие месяцы 2017 года указывается «МС.01.2017», «МС.02.2017» и т.д. |
Поле 108 «Номер документа» | Для взносов за январь, февраль и последующие месяцы 2017 года ставится ноль («0») |
Поле 109 «Дата документа» | Для взносов за январь, февраль и последующие месяцы 2017 года ставится ноль («0») |
Поле 110 «Тип платежа» | Ставится ноль («0»), либо поле не заполняется |
Заметим, что при заполнении платежек на уплату взносов наиболее комфортно чувствуют себя те, кто формирует платежные поручения с помощью веб-сервисов. Все необходимые обновления, включая новые КБК и реквизиты получталя, своевременно устанавливаются в них без участия пользователя. При заполнении платежки нужные значения подставляются автоматически. Если же бухгалтер допускает какую-то ошибку в КБК или других реквизитах платежки, сервис сообщает об ошибке и подсказывает, как следует заполнить данное поле.