НАЛОГОВИКИ НЕ ОБЯЗАНЫ ПРИНИМАТЬ  ВО ВНИМАНИЕ УТОЧНЕННЫЕ НАЛОГОВЫЕ ДЕКЛАРАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

Как разъяснила ФНС России на своем официальном сайте, налоговые инспекторы могут рассмотреть и учесть в работе уточненные налоговые декларации, представленные после завершения выездной налоговой проверки. Однако такая обязанность в Налоговом кодексе не закреплена. При этом у налогового органа сохраняется возможность последующей проверки таких деклараций.

В рассмотренном примере налогоплательщик подал жалобу на решение налогового органа по выездной налоговой проверке из-за того, что после ее завершения в день составления справки о проведенной проверке налогоплательщиком были представлены уточненные налоговые декларации по НДС за проверенные периоды, в которых была отражена сумма налога к уплате в бюджет в размере большем, чем в ранее представленных первичных декларациях. При вынесении решения по результатам выездной налоговой проверки факт подачи уточненных налоговых деклараций не был учтен налоговым органом. Не согласившись с вынесенным решением, налогоплательщик обратился с жалобой в ФНС России. В жалобе он указал, что налоговый орган был обязан проверить и учесть уточненные налоговые декларации для определения реального размера налоговых обязательств.

В ответе представители налогового ведомства уточнили, что нормы НК РФ не содержат критериев проверки уточненных налоговых деклараций, представленных после составления акта выездной налоговой проверки, но до вынесения по ней решения. Налоговый орган вправе самостоятельно определять в рамках каких мероприятий налогового контроля будут проверены указанные декларации. Это могут быть дополнительные мероприятия налогового контроля, камеральная налоговая проверка или повторная выездная налоговая проверка.

В ходе рассмотрения жалобы также было установлено, что налогоплательщик в уточненных налоговых декларациях указал к доплате сумму налога равную сумме, доначисленной по результатам выездной налоговой проверки. Тем самым он фактически признал правомерность доначисления спорной суммы налога и правильность определения налоговым органом его реальных налоговых обязательств. При этом сумма налога не была уплачена им в бюджет.

Налоговики также отметили, что вывод ФНС России согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации (определение ВС РФ от 12 декабря 2017 г. № 301-КГ17-14742).

Напомним, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока (п. 1 ст. 81 Налогового кодекса).

В свою очередь,если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
  • представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога (п. 4 ст. 81 НК РФ).

Источник: ГАРАНТ.РУ