ПРОВЕРКИ ПО-НОВОМУ? НЕТ НИЧЕГО ПРОЩЕ!

othet-2В начале июля был опубликован федеральный закон, который вносит очередные изменения в процедуры проверок компаний и ИП. Что нового ждать коммерсантам от изменений, насколько им станет проще или наоборот сложнее работать – узнала Анна Федотова, юрист-консультант ДКПО группы компаний «Ю-Софт».

Порядок проведения проверок регулируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». И вот 3 июля 2016 года увидел свет новый Федеральный закон № 277-ФЗ «О внесении изменений», который корректирует некоторые нормы предыдущего нормативного акта. Поправки вступят в силу с 1 января 2017 года.

Самое главное изменение заключается в том, что теперь порядок проведения контроля будет устанавливаться положением, утверждаемым Президентом РФ или Правительством. Кроме того, введено такое понятие, как индикаторы риска. Это параметры, отклонения от которых сами по себе не являются нарушением, но свидетельствуют о рискованной деятельности компании. Если эти самые индикаторы будет завышены, то именно это может стать причиной
для проведения внеплановой проверки.

Профилактика

Важным моментом изменений является введение профилактики. Добавляется новая статья 8.2 – «Организация
и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований». В ней указаны, какие именно профилактические мероприятия будут проводить инспекторы. Расскажу о некоторых.

Теперь инспекторы будут обязаны размещать на сайтах каждого контрольного органа списки нормативных актов,
где содержатся обязательные требования, соблюдение которых и будет подвергаться проверке. Ревизоры должны информировать компании и ИП по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования специальных руководств и инструкций, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в СМИ и т. д. Кроме того, в случае изменений требований, инспекторов обяжут готовить и распространять соответствующие комментарии о содержании новых правовых актов, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, которые позволят компаниям эти требования выполнять.

Обратите внимание

Новые дополнительные нормы появились и в статье 10 – «Организация и проведение внеплановой проверки». Так, основанием для неожиданного визита инспектора станет: поступление к ревизорам заявления от компании или ИП о предоставлении правового статуса, специального разрешения или лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.

Еще одно профилактическое мероприятие, которое отныне будут организовывать ревизоры, – обобщение практики проведенных проверок и размещение этой информации в сети, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений с рекомендациями по их устранению. Выпускать такие аналитические сводки контролеры должны не реже одного раза в год. И наконец, инспекторов обязали выдавать предостережения о недопустимости нарушений.

Стоит отметить, что новый Федеральный закон № 277-ФЗ регулирует также проведение профилактических мероприятий по предотвращению причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Скрытое наблюдение

Особое внимание стоит уделить введению новой статьи 8.3 – «Организация и проведение мероприятий по контролю
без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями». На основании этой нормы инспекторы смогут осуществлять проверки, не ставя в известность предприятия. К таковым относятся:

  1. плановые осмотры территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ;
  2. административные обследования объектов земельных отношений;
  3. исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга в порядке, установленном российским законодательством;
  4. измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения
    и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в установленном законом порядке;
  5. наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы и размещении информации в Интернете и СМИ;
  6. анализ информации о деятельности компаний, обязанность по представлению которой возложена на такие организации;
  7. другие виды и формы мероприятий по контролю.

Случаи нарушений

В случае выявления нарушений контролеры будут принимать меры по их пресечению. Кроме того, руководителю проверяющего госоргана в письменном виде будет направляться информация о выявленных ошибках в работе компаний для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки фирмы или индивидуального предпринимателя.

Если же контролерами будет обнаружено лишь готовящееся нарушение, то предприятию будет направлено соответствующее предостережение о недопустимости подобных действий.

Обратите внимание

По решению руководителя контролеров, внеплановая проверка будет прекращена, если в процессе мероприятий будет установлено, что все данные в заявлении недостоверные.

Новый закон вводит понятие проверочного листа. Этот документ представляет из себя список контрольных параметров,
а также содержит вопросы, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении предпринимателем обязательных требований законодательства.

Внеплановый контроль

Новые дополнительные нормы появились и в статье 10 – «Организация и проведение внеплановой проверки».
Так, основанием для неожиданного визита инспектора станет: поступление к ревизорам заявления от компании или ИП
о предоставлении правового статуса, специального разрешения или лицензии на осуществление отдельных видов деятельности. Мотивированное представление инспектора о результатах по контрольным мероприятиям без взаимодействия с юридическими лицами и ИП, а также предварительным проверкам на основании поступивших обращений и заявлений граждан, компаний и СМИ о нарушении прав потребителей. Выявление при проведении мероприятий параметров, отклонение от которых, согласно индикаторам риска, является основанием для проведения внеплановой ревизии.

В ходе проведения предварительной проверки ревизоры могут запрашивать дополнительные сведения и материалы,
в том числе в устном порядке.

Контрольная закупка

Еще одним нововведением стала статья 16.1, которая вводит новое мероприятие по контролю закупок. Его суть хорошо всем знакома – закупка товаров, заказ по выполнению работ и оказанию услуг потребителям. Правда, есть у этой нормы одно уточнение: проведение контрольной закупки будет возможно только в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного надзора.

В рамках предварительной проверки у коммерсантов могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

По решению руководителя контролеров, внеплановая проверка будет прекращена, если в процессе мероприятий будет установлено, что все данные в заявлении недостоверные. Стоит отметить, что все указанные мероприятия, правомерность которых теперь закреплена юридически, усложнят жизнь предпринимателям. И, как всегда, в большей мере это коснется малый и средний бизнес; крупные холдинги всегда были под надзором не только контролирующих органов, но и общественных организаций и внутренних аудиторов.