С 1 июля при проведении плановых проверок всех работодателей (юрлиц и ИП) инспекторы по труду будут использовать специальные проверочные листы. Такая обязанность установлена постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 №875 (в редакции постановления от 08.09.2017 №1080).
Напомним, что пакет чек-листов утвержден приказом Роструда от 10.11.2017 №655. С помощью проверочных листов инспекторы выяснят, соответствует ли требованиям законодательства порядок оформления приема на работу; содержание трудовых договоров, режим работы и учет рабочего времени и прочее.
В проверочные листы включаются вопросы, охватывающие наиболее значимые требования, которые предъявляются к работодателям. При этом предмет проверки ограничивается исключительно этими вопросами. Например, лист №1 о выполнении правил оформления на работу содержит 7 вопросов. В частности, контролеры выяснят, выдан ли работнику экземпляр трудового соглашения, ознакомлен ли работник под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, нет ли заключенных ГПД, подменяющих трудовые договоры.
Вообще, инспекторы по труду используют проверочные листы с начала 2018 года. Однако до сих пор такая обязанность возникала только при плановых проверках работодателей, деятельность которых относится к категории умеренного риска. С 1 июля 2018 года чек-листы будут применяться при проверках всех работодателей, включенных в план контрольных мероприятий.
Напомним, что деятельности каждого работодателя присваивается категория риска (их пять). В зависимости от категории риска установлена следующая периодичность плановых проверок:
-для категории высокого риска-1 раз в 2 года;
-для категории значительного риска-1 раз в 3 года;
-для категории среднего риска-не чаще чем 1 раз в 5 лет;
-для категории умеренного риска-не чаще чем 1 раз в 6 лет;
-для категории низкого риска-плановые проверки не проводятся. ( Постановление Правительства РФ от 16.02.2017 №197).