УТВЕРЖДЕН НОВЫЙ ПОРЯДОК ОБМЕНА ДОКУМЕНТАМИ С ИНСПЕКЦИЕЙ: ЧТО ИЗМЕНИТСЯ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ?

NIN-10С 25 августа вступил в силу «Порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий» (утв. приказом ФНС от 15.04.15 № ММВ-7-2/149@). Новый порядок вдвое увеличивает перечень документов, которые налоговики будут направлять налогоплательщикам в электронном виде. В нашей сегодняшней статье мы сообщим, какие документы теперь можно будет получать из инспекции через систему для отправки отчетности, как следует реагировать на их получение, а также разберемся, изменится ли порядок получения двух самых распространенных требований — об уплате налога и о представлении документов.

Вводная информация

С 1 января 2015 года у налогоплательщиков, которые должны представлять отчетность в ИФНС через интернет, появилась новая обязанность. Они должны обеспечить получение от налоговой инспекции документов в электронном виде через оператора ЭДО(п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Напомним, что сдавать налоговую отчетность через интернет обязаны плательщики НДС, а также организации (или ИП), в которых трудится более 100 человек.

Получив из инспекции документы, налогоплательщики обязаны отправить налоговикам электронную квитанцию о приеме. Это следует сделать в течение шести рабочих дней со дня отправки документов налоговиками.

При этом получению некоторых документов следует уделять особое внимание. Дело в том, что с 1 января 2015 года налоговики вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банке и переводы электронных денежных средств, если налогоплательщик не отправит квитанцию о приеме следующих документов (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ):

  • требования о представлении документов;
  • требования о представлении пояснений;
  • уведомления о вызове в налоговый орган.

(Подробнее см. «Непредставление налогоплательщиком электронной квитанции о приеме документов из инспекции является основанием для блокировки счета»).

Кроме того, налогоплательщики могут перейти на электронный документооборот с налоговой инспекцией не из-за требований законодательства, а добровольно. В этом случае инспекция также сможет направлять им различные документы в электронном виде.

Какие документы с 25 августа смогут передаваться в электронном виде

До 25 августа 2015 года налоговики руководствовались «Порядком направления документов налоговыми органами в электронной форме» (утв. приказом ФНС России от 17.02.11 № ММВ-7-2/169@). Он предусматривал, что в рамках информационного обмена налогоплательщикам можно направлять по телекоммуникационным каналам связи (то есть через интернет) 23 различных документа. Данный порядок признан утратившим силу, а в новом порядке перечень документов расширен более чем в два раза. Теперь налогоплательщикам можно будет направлять 48 различных документов. Вот новый перечень:

№ п/п Название

1

Требование о представлении пояснений
2 Уведомление о контролируемых иностранных компаниях
3 Уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)
4 Налоговое уведомление
5 Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке и переводов его электронных денежных средств
6 Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке и переводов его электронных денежных средств
7 Решение о проведении выездной налоговой проверки
8 Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки
9 Решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки
10 Справка о проведенной выездной налоговой проверке
11 Решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков
12 Решение о приостановлении проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков
13 Решение о возобновлении проведения выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков
14 Акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение (за исключением жилых помещений) проверяемого лица
15 Постановления о проведении осмотра территорий, помещений лица, в отношении которого проводится камеральная налоговая проверка, документов и предметов
16 Решение о продлении или об отказе в продлении сроков представления документов (информации)
17 Постановление о производстве выемки, изъятия документов и предметов
18 Протокол о производстве выемки, изъятия документов и предметов
19 Постановление о назначении экспертизы
20 Протокол об ознакомлении проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении его прав
21 Акт налоговой проверки
22 Извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки
23 Решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения
24 Решение о привлечении к участию в рассмотрении дела о налоговом правонарушении свидетеля, эксперта, специалиста
25 Протокол рассмотрения материалов налоговой проверки;
26 Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля
27 Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
28 Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
29 Решение о принятии обеспечительных мер
30 Решение об отмене обеспечительных мер
31 Решение о замене обеспечительных мер
32 Решение о приостановлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица
33 Решение о приостановлении исполнения решений налогового органа, принятых в отношении физического лица
34 Решение об отмене решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения
35 Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)
36 Решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)
37 Решение об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)
38 Решение о возмещении (полностью или частично) сумм налога на добавленную стоимость
39 Решение об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость
40 Решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению
41 Решение об отказе в возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению
42 Решение о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке
43 Решение об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке
44 Решение об отмене решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке
45 Решение об отмене решения о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в связи с представлением уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость
46 Решение о возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению
47 Решение об отказе (полностью или частично) в возмещении суммы акциза, заявленной к возмещению
48 Мотивированное заключение

Подтверждение факта принятия электронных документов

Перед тем как направить налогоплательщику (или его представителю) тот или иной документ в электронном виде, налоговики должны будут оформить его «на бумаге», подписать и зарегистрировать. Не позднее следующего рабочего для после регистрации документ должен будет обрести электронную форму, подписан квалифицированной электронной подписью (далее — КЭП) и направлен налогоплательщику через оператора электронного документооборота (ЭДО). Оператор ЭДО, в свою очередь, должен будет выслать инспекции и налогоплательщику подтверждение даты отправки документа.

В течение шести рабочих дней со дня отправки документов инспекция должна получить от налогоплательщика:

  • либо квитанцию о приеме;
  • либо уведомление об отказе в приеме.

Любой из этих документов со стороны налогоплательщика также должен быть подписан КЭП.

Отказаться принять документ налогоплательщик может в трех случаях:

  1. Ошибочное направление документа;
    2. Отсутствие (несоответствие) КЭП налогового органа;
    3. Несоответствие документа утвержденному формату.

В случае обоснованного отказа налоговикам потребуется исправить ошибки и при необходимости направить документ снова.

Также см. «Электронную квитанцию о приеме электронных документов из налогового органа можно отправить через законного или уполномоченного представителя организации».

Как определяется дата получения документов

Многие документы требуют от налогоплательщика выполнения тех или иных действий. Так, к примеру, в требовании о представлении пояснений указывается, в течение скольких рабочих дней со дня его получения нужно представить пояснения в инспекцию. То есть дата получения требования имеет важное юридическое значение.

Согласно комментируемому порядку, день получения налогоплательщиком документа определяется по дате, указанной в квитанции о приеме (п. 11 Порядка). Поясним на примере. Предположим, что пояснения нужно представить в инспекцию в течение 5 рабочих дней со дня получения требования. Квитанция о приеме требования датирована 26 августа. Это означает, что представить пояснения нужно будет в период с 27 августа по 2 сентября 2015 года (выходные в этот период не входят).

Отслеживание документов

Комментируемый порядок предусматривает, что налогоплательщики должны не реже одного раза в сутки проверять поступление документов от ИФНС (п. 6 Порядка). Соответственно, бухгалтеру необходимо каждый день либо входить в систему для отправки отчетности, либо контролировать поступление документов иным способом.  Так, в «Контур.Экстерне» контролировать «входящую корреспонденцию» можно с помощью электронной почты или сервиса смс-уведомлений (см. «В системе «Контур-Экстерн» можно подписаться на sms-уведомления о поступивших из ИФНС требованиях»).

Требования о представлении документов и уплате налога

Обратите внимание: направление налогоплательщикам электронных требований о представлении документов (п. 1 ст. 93, п. п. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ) или об уплате налога (ст. 69 НК РФ) регулируются двумя отдельными документами, которые продолжают действовать после 25 августа 2015 года.

Требование о представлении документов

В рамках процедуры запроса и представления документов применяется порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (утв. приказом ФНС РФ от 17.02.11 № ММВ-7-2/168@).

Этим документом, в частности, предусмотрено, что налогоплательщик, принявший от инспекции электронное требование о представлении документов в течение одного рабочего дня должен направить электронную квитанцию о приеме, подписанную КЭП (п. 17 Порядка, ч. 3 ст. 19Федерального закона от 06.04.11 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»). День получения налогоплательщиком требования определяется по дате, указанной в такой квитанции (п. 13 Порядка).

Представить документы, указанные в требовании, налогоплательщик также может в электронном виде. Причем, если налоговый орган примет документы по телекоммуникационным каналам связи, то представлять бумажные копии документов не потребуется (абзац 2 п. 5 Порядка).

Требование об уплате налога

Направление данного требования по-прежнему будет регулироваться «Порядком направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи» (утв. приказом ФНС России от 09.12.10 № ММВ-7-8/700@).

Этим порядком предусмотрено, что электронное требование об уплате налога, сбора, пени или штрафа налоговики обязаны подписывать КЭП, позволяющей идентифицировать налоговую инспекцию (п. 1, абз. 2 п. 15 Порядка).

Не позднее следующего рабочего дня после получения электронного требования налогоплательщик должен сформировать  квитанцию о его приеме, подписать ее КЭП и направить в инспекцию (п. п. 1, 16, 17 Порядка). День получения налогоплательщиком требования будет определяться по дате, указанной в такой квитанции (п. 13 Порядка). Именно от этой даты отсчитывается срок добровольного исполнения требования.

Итого с учетом двух описанных выше требований налоговики смогут направлять налогоплательщикам в общей сложности 50 различных документов.

Плюсы добровольной сдачи отчетности через интернет

Отдельно отметим следующий факт. Если налогоплательщик сдает налоговую отчетность через интернет добровольно, налоговики не смогут заблокировать ему счет за несвоевременную отправку квитанции. В описанной ситуации такая мера ответственности грозит только тем налогоплательщикам, которые обязаны отчитываться через интернет. Этим послаблением законодатель поощряет небольшие организации и ИП к добровольному переходу на сдачу отчетности через интернет и электронному документообороту с инспекций. Кроме того, электронная отчетность поможет налогоплательщикам, которые отказались от использования печатей, устранить все связанные с этим проблемы (см. «ООО и АО могут отказаться от использования печатей: как это сделать и в каких документах печать пока остается обязательным реквизитом»). Ведь бумажные формы деклараций по УСН и ЕНВД предусматривают ее наличие. При этом отсутствие на декларации печати является одним из оснований для отказа в ее приеме (письмо Минфина России от 01.02.13 № 03-02-07/1/2031). А при сдаче электронной отчетности печать не требуется.