2016 / СЕНТЯБРЬ / Лента новостей 216-220

08 СЕНТЯБРЯ 2016

Б.ТИТОВ: САМЫЙ ПРОСТОЙ СПОСОБ СОЗДАНИЯ ИНСТИТУТА САМОЗАНЯТЫХ-В КАЧЕСТВЕ ОСОБОГО ВИДА ИП

UPROSHENKA-1Вопрос о необходимости законодательного закрепления статуса самозанятых граждан и определения условий их деятельности обсуждается уже на протяжении нескольких лет – первое поручение о подготовке соответствующего законопроекта было дано Президентом РФ еще в конце 2013 года (п. 1.27 перечня поручений от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086). Впоследствии глава государства дал еще четыре подобных поручения Правительству РФ, срок исполнения последнего – 1 июня текущего года (п. 1б перечня поручений от 24 апреля 2016 г. № Пр-765), однако пока никакого единого решения так и не было принято. «При представлении главе государства ежегодного доклада Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей этот вопрос был поставлен еще раз. Надеемся, что в ближайшее время состоится совещание в Администрации Президента РФ для обсуждения данной проблемы», – сообщил бизнес-омбудсмен Борис Титов в ходе прошедшего 6 сентября в ОП РФ круглого стола «Вопросы защиты прав самозанятых».

Напомним, самыми дискуссионными стали вопросы о том, нужно ли самозанятым гражданам регистрироваться в качестве предпринимателей, какой должна быть стоимость соответствующего свидетельства самозанятого и как распределять ее между бюджетами ПФР, ФФОМС и региональным бюджетом. По словам Бориса Титова, к концу прошлого года был подготовлен и согласован со всеми заинтересованными ведомствами и внебюджетными фондами законопроект, предусматривающий упрощенную регистрацию самозанятых в качестве ИП по принципу одного окна, отмену в их отношении плановых проверок и установление единого платежа в размере до 20 тыс. руб. (из которых 10 тыс. руб. – взнос в ПФР, а оставшаяся часть – региональный налог).

Однако по инициативе сторонников альтернативного варианта закрепления статуса самозанятых – в качестве физических лиц, уплачивающих страховые взносы, в частности вице-премьера Ольги Голодец и председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, дискуссия началась заново. В случае выбора такого варианта необходимо будет внести масштабные изменения в законодательство, в частности в ГК РФ, поскольку речь идет о введении совершенно нового участника рынка сферы услуг – физического лица, оказывающего платные услуги, но не являющегося предпринимателем, подчеркнул бизнес-омбудсмен. Предлагаемый же аппаратом уполномоченного вариант определения самозанятых как особого вида ИП предполагает лишь определенное упрощение процедуры регистрации и условий деятельности таких лиц, а в остальном распространяет на них действующее в отношении ИП регулирование.

Подготовленный пакет законодательных инициатив предусматривает закрепление в действующем законодательстве определения самозанятых граждан как ИП, действующих без наемных работников, внесение изменений в НК РФ, закрепляющих ставки налога для таких лиц и виды деятельности, которые они вправе осуществлять, и в Бюджетный кодекс РФ – о единовременном платеже самозанятых, сообщила руководитель Экспертного центра при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович. Законопроекты согласованы в специально созданной на площадке бизнес-омбудсмена Межведомственной рабочей группе, в которую входят представители Минтруда, Минэкономразвития, Минфина, ФНС России, Федерального казначейства и внебюджетных фондов, подчеркнула она.

Согласно указанным проектам статус самозанятого лица подразумевает следующее.

1

Упрощенный режим регистрации в качестве ИП. По одному поданному заявлению (в подразделение ФНС России, МФЦ или через портал госуслуг) лицо будет регистрироваться не только в налоговом органе, но и в ПФР и ФФОМС в течение пяти дней с момента подачи заявления и соответствующих документов.

2

Внесение единовременного платежа в течение 10 дней с момента получения свидетельства. Предполагается, что его размер должен быть не более 20 тыс. руб. Распределением внесенной суммы на страховые взносы и налоги будут заниматься органы Федерального казначейства. При этом предусматривается, что налоговая ставка на три года устанавливается по умолчанию в размере 0% (в рамках налоговых каникул), то есть в указанный период стоимость свидетельства будет равняться величине страховых взносов, однако города федерального значения вправе установить иные налоговые ставки.

3

Несение административной ответственности в качестве физического лица, а не ИП, что запрещает проведение в отношении самозанятых контрольно-надзорных мероприятий.

4

Отсутствие обязанности по представлению отчетности и использованию контрольно-кассовой техники.

5

Возможность осуществления единовременно трех видов деятельности. Всего в перечень видов деятельности, которыми может заниматься самозанятое лицо, планируется включить 45 пунктов (репетиторские, экскурсионные услуги, услуги по перевозке пассажиров и грузов, пошиву одежды и др.). Важно, что самозанятые не смогут осуществлять торговлю ни в какой форме. Кроме того, стоит обратить внимание, что если определенный вид деятельности предполагает получение лицензии или прохождение процедуры сертификации, свидетельство самозанятого не освобождает от выполнения соответствующей обязанности, то есть все требования технического регулирования на самозанятых тоже распространяются, подчеркнул Борис Титов. Так, например, лицо, планирующее осуществлять перевозку пассажиров или грузов, должно иметь водительское удостоверение и транспортное средство, отвечающее установленным требованиям.

6

Правовой режим самозанятого действует от одного месяца до одного года (по выбору самого лица). Снятие с учета в налоговом органе и внебюджетных фондах происходит автоматически по истечении пяти дней с момента истечения срока действия свидетельства. Чтобы продолжить осуществлять определенную деятельность, лицо должно будет подать новое заявление и получить новое свидетельство.  

Разумеется, экспертное сообщество не ожидает быстрого и массового выхода из тени всех лиц, которые в настоящее время оказывают бытовые и социальные услуги без какого-либо официального оформления, в случае одобрения предлагаемых инициатив. Тем более, что примерно половина таких граждан – всего их в настоящее время более 20 млн человек – незаконно работают в сфере торговли, которая не попадет под регулирование самозанятых. Однако, по мнению экспертов, в случае введения такого удобного и низкозатратного режима деятельности и гарантирования его применения как минимум в течение 10 лет можно добиться за этот период легализации примерно 11,3 млн самозанятых граждан, которые в этом случае смогут формировать пенсионные накопления, получать потребительские кредиты и т. д. Кроме того, по подсчетам Экспертного центра при бизнес-омбудсмене, совокупные ежегодные доходы бюджетов ПФР и ФФОМС в связи с выходом из тени экономически активного населения могут составить 28,8 млрд руб. на третий год применения правового режима самозанятых, 48 млрд руб. – на пятый год, 134,2 млрд руб. – на 10-й год.

Что также немаловажно для самих граждан, получение свидетельства позволит им свободно и на законных основаниях продвигать свои услуги, например, в Интернете, подчеркнула член совета Ассоциации социального развития Светлана Епихина.

Стоит отметить, что все участники круглого стола – представители Минтруда и Минэкономразвития России, предпринимательского сообщества и общественных организаций, члены ОП РФ – поддержали предложение аппарата бизнес-омбудсмена о закреплении статуса замозанятых как отдельного вида ИП. При этом важно распространить на них меры поддержки, оказываемой малому предпринимательству, отметил представитель Минэкономразвития России Алексей Шестоперов. В связи с этим он предложил подумать о создании отдельного поля для самозанятых в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, что позволит, в частности, информировать их о целевых программах, предоставляемых субсидиях и т. д.

Источник: ГАРАНТ.РУ

12 СЕНТЯБРЯ 2016

НАЛОГОВИКИ НАЧНУТ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ СВЕДЕНИЯ ИЗ РЕЕСТРОВ ЧЕРЕЗ МФЦ

NIN-8ФНС России уточнила, что территориальные управления ведомства должны будут предпринять ряд мер для обеспечения оказания некоторых госуслуг в МФЦ (письмо ФНС России от 7 сентября 2016 г. № ОА-4-17/16717@ «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг«). 

В частности, налоговым инспекциям необходимо проинформировать уполномоченные МФЦ, действующие на подведомственной территории налоговиков, о порядке предоставления услуг по бесплатному информированию, в том числе в письменной форме. Налогоплательщики по запросу смогут получить сведения о законодательстве РФ в области налогов и сборов, порядке их исчисления и уплаты, о своих правах и обязанностях, о полномочиях налоговых органов, а также сведения из реестров, находящихся в ведении ФНС России. 

Для этих целей МФЦ следует использовать информацию из СМЭВ (вид сведений «Предоставление сведений о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов») по адресу http://smev3.gosuslugi.ru/. 

Таким образом, клиент МФЦ, отправивший запрос о получении сведений из реестров или налоговой информации в ФНС России через МФЦ, на руки получит распечатанную справку, подписанную сотрудником МФЦ и заверенную печатью МФЦ. 

Напомним, что 17 августа вступило в силу постановление правительства, согласно которому в перечень госуслуг, предоставляемых в МФЦ по принципу «одного окна» были внесены услуги, оказываемые ФНС России (постановление Правительства РФ от 3 августа 2016 г. № 755 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797«). К ним, в частности, относятся: 

  • предоставление заинтересованным лицам сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц;
  • предоставление выписки из ЕГРН (за исключением сведений, содержащих налоговую тайну);
  • предоставление сведений и документов, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП (за исключением выписок, содержащих сведения ограниченного доступа);
  • бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве РФ о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц (в части приема запроса и выдачи справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов);
  • предоставление сведений, содержащихся в государственном адресном реестре;
  • госрегистрация юрлиц, физлиц в качестве ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств. 

Конкретных сроков начала предоставления услуг налогового ведомства в МФЦ ФНС России не раскрывает. 

Источник: ГАРАНТ.РУ

13 СЕНТЯБРЯ 2016

НАЛОГООБЛАГАЕМЫЙ ДОХОД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НА ПСН УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ЗАКОНАМИ СУБЪЕКТОВ РФ, А НЕ ТОЛЬКО НК РФ

PATENT-P2Минфин России обратил внимание на то, что применение ПСН регулируется законами субъектов РФ (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 сентября 2016 г. № 03-11-12/51155 «Об установлении размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения«). Размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода по каждому виду предпринимательской деятельности устанавливается на календарный год законом субъекта РФ (п. 1 ст. 346.48 НК РФ). ИП платит налог по ставке 6% от данной суммы (п. 1 ст. 346.50 НК РФ).

Именно региональные власти устанавливают размеры потенциально возможного к получению годового дохода ИП. В законодательстве прописано, что он не может превышать 1 млн руб. в случае, если иное не установили субъекты РФ (п. 7 ст. 346.43 НК РФ). Региональные министерства финансов, курирующие работу предпринимателей, вправе самостоятельно устанавливать размер потенциально возможного к получению ИП дохода в каждом конкретном случае. К примеру, если ИП занимается арендой жилых и нежилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности, размер годового дохода будет зависеть от площади объектов. В случае розничной торговли, осуществляемой в торговом зале площадью не более 50 квадратных метров или через объекты нестационарной торговой сети, годовой доход ИП будет считаться, исходя из средней численности наемных работников. То же касается и предоставления услуг общественного питания, оказываемые через объекты площадью не более 50 квадратных метров (подп. 3 п. 8 ст. 346.43 НК РФ).

Для ИП, занимающихся техобслуживанием и ремонтом автотранспорта, оказывающих услуги перевозки грузов и пассажиров автомобильным и водным транспортом, занимающихся медицинской и фармацевтической деятельностью на основании лицензии, а также обрядовыми и ритуальными услугами субъекты РФ вправе повысить максимальный размер потенциально возможного к получению годового дохода в три раза – с одного до трех млн руб. (если в регионе не установлен максимальный доход, отличный от одного млн руб). Для городов с численностью населения более одного млн человек региональная власть может увеличить доход ИП, работающих на территории города, в пять раз, а для аренды, торговли и услуг общественного питания – в десять раз (подп. 4 п. 8 ст. 346.43 НК РФ).

Минфин России обращает внимание, что по по вопросам установления размера потенциально возможного к получению ИП годового дохода по видам предпринимательской деятельности , в отношении которых применяется ПСН, следует обращаться в финансовый орган исполнительной власти субъекта РФ. Для столицы – это департамент финансов города Москвы.

Отметим также, что ИП, применяющие ПСН, освобождаются от уплаты НДФЛ и налога на имущество физлиц (подп. 1-2 п. 10 ст. 346.43 НК РФ), а также НДС (п. 11 ст. 346.43 НК РФ).

Источник: ГАРАНТ.РУ

13 СЕНТЯБРЯ 2016

ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МОГУТ БЫТЬ СОЗДАНЫ СПЕЦИАЛЬНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

kollektiwВ Госдуму внесен законопроект1, которым предлагается определить правовые основы молодежного предпринимательства. В связи с этим в законодательстве может появиться понятие «молодой предприниматель» – зарегистрированное в качестве ИП физлицо, возраст которого не превышает 35 лет, то же касается возраста его штатных сотрудников (если они есть). При этом такой ИП должен быть отнесен к малым предприятиям. По аналогичным правилам в законопроекте сформулировано понятие молодежного предприятия – организация должна относиться к малым предприятиям, а возраст ее штатных сотрудников и (или) руководителя не может превышать 35 лет. А если организационно-правовой формой такого юрлица предусмотрен уставный капитал, то доля вкладов лиц до 35 лет должна быть более 75%.

Предполагается, что в рамках инфраструктуры поддержки молодежного предпринимательства будут функционировать специализированные кредитные организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета. Создавать такие организации смогут уполномоченные исполнительные органы по вопросам экономической и молодежной политики. Определено, что основной функцией указанных организаций станет выдача государственных поручительств и гарантий на создание и развитие молодежного предпринимательства.

Законопроектом также определены основные направления господдержки молодежного предпринимательства. К ним в том числе отнесены: проведение конкурсов, олимпиад и фестивалей в данной области, финансирование обучения основам предпринимательской деятельности, субсидирование, в том числе предоставление одноразовых субсидий на новаторские проекты, а также установление налоговых льгот.

К слову, налоговая льгота для молодых предпринимателей предусмотрена другим законопроектом2 тех же авторов – депутатов Андрея Крутова и Ивана Грачева. Предлагается установить, что обязанность по уплате налога или сбора у молодого предпринимателя возникает по истечении трех лет с момента его государственной регистрации. Кроме того, предлагается освободить граждан в возрасте до 30 лет от госпошлины, если они впервые регистрируются в качестве ИП. Такое же правило касается гражданина в том же возрасте, если он как единоличный исполнительный орган решил зарегистрировать юрлицо, в уставном или складочном капитале которого доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75%.

Разработчики указанных документов считают, что предложенные меры обеспечат комфортную среду для ведения бизнеса молодыми гражданами, а также позволят стране в целом подняться в инвестиционном международном рейтинге стран по ведению бизнеса в России. Последнее, по мнению парламентариев, привлечет в нашу страну иностранные инвестиции.

Источник: ГАРАНТ.РУ

13 СЕНТЯБРЯ 2016

ИП ДО 35-И ЛЕТ МОГУТ ОСВОБОДИТЬ ОТ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

NA KAВ Госдуму внесены несколько законопроектов, предоставляющих беспрецедентные налоговые льготы молодым предпринимателям.

Под молодым предпринимателем парламентарии предлагают понимать гражданина, зарегистрированного в качестве ИП , возраст которого не превышает 35 лет. При этом средний возраст их штатных сотрудников, если таковые имеются, также не должен превышать 35 лет.

Один из документов устанавливает налоговые льготы для молодых бизнесменов. Так, впервые регистрируемые в качестве ИП лица и создаваемые коммерческие организации, подпадающие под определение молодежного предпринимательства, будут освобождены от госпошлины за госрегистрацию при создании. Также планируется освободить впервые созданное молодежное предприятие или ИП от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды в течение трех лет.

Вторая инициатива предусматривает создание межведомственного совета при правительстве по развитию молодежного предпринимательства. Предполагается, что состав, структуру и порядок его работы будет определять кабмин. Этим же проектом предлагается организовать специализированную кредитную организацию по поддержке молодежного предпринимательства. Она будет выдавать государственные поручительства и гарантии на создание и развитие бизнеса. Еще одна спецорганизация, согласно инициативе, займется выдачей госсубсидий (дотаций) на покрытие части расходов в первые 3 года деятельности.

Авторы законопроектов уверены, что только такие меры позволят обеспечить комфортную среду для ведения бизнеса молодежью. Кроме того, по их мнению, с учетом поправок Россия сможет «в кратчайшие сроки подняться в инвестиционном международном рейтинге стран по ведению бизнеса».

Источник: buhgalteria.ru