Арбитражный суд Волго-Вятского округа распространил вывод, сделанный Конституционным судом относительно ИП на ОСНО, на предпринимателей, применяющих УСН «доходы минус расходы» (постановления АС Волго-Вятского округа от 06.02.17 № Ф01-6260/2016). Решение суда и аргументы, которые в нем использованы, позволяют сделать вывод: ИП на УСН-15%, может определять сумму дохода для расчета размера страхового взноса по ОПС как разницу между доходами и расходами.
Суть спора
Как известно, размер «пенсионных» страховых взносов, уплачиваемых предпринимателем «за себя», зависит от годового дохода ИП. Если доходы составляют не более 300 000 руб., то сумма платежа является фиксированной. А если годовой доход выше 300 000 руб., то ИП должен дополнительно заплатить в ПФР 1% от суммы доходов, превышающей указанную величину, но не более установленного максимального размера страховых взносов.
Суд рассмотрел следующий спор. По мнению предпринимателя-«упрощенщика», годовой доход, исходя из которого рассчитывается дополнительный страховой взнос, определяется как разница между доходами и расходами. Однако контролеры из управления ПФР заявили, что ИП на УСН должен рассчитывать «пенсионные» взносы исходя из полной суммы полученного дохода. Поскольку взносы в полном объеме уплачены не были, контролеры выставили требование об уплате недоимки и начислили пени.
Решение суда
Суды первой и апелляционной инстанций поддержали проверяющих. Но арбитражный суд Волго-Вятского округа с решением нижестоящих судов не согласился, и отправил дело на новое рассмотрение.
В качестве аргумента в пользу такого решения арбитры привели недавнее постановление Конституционного суда от 30.11.16 № 27-П. Любопытно, что данное решение КС касалось предпринимателей на ОСНО. Напомним, высокий суд указал на следующее. При исчислении налоговой базы по НДФЛ индивидуальные предприниматели вправе уменьшать полученный ими доход на сумму документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет). Состав расходов определяется в порядке, аналогичном тому, что установлен для целей налогообложения прибыли (п. 1 ст. 221 НК РФ). Под прибылью, по общему правилу, понимаются доходы, уменьшенные на расходы.
Несмотря на то, что в указанном решении КС РФ ничего не сказано об УСН и едином налоге, арбитражный суд решил, что вывод суда можно распространить и на «упрощенщиков».
В итоге кассационная инстанция отменила решения судов первой и апелляционной инстанций, направив дело на новое рассмотрение. Это позволяет с известной долей осторожности говорить о том, что суд признал правоту предпринимателя на УСН: годовой доход определяется как разница между доходами и расходами.