Для бухгалтера смена юридического адреса компании — дело достаточно хлопотное. Надо вовремя внести изменения в ЕГРЮЛ, провести сверки по налогам, получить новое свидетельство и т.п. Но и окончание переезда не означает, что все проблемы позади. Уже на новом месте бухгалтера поджидают каверзные вопросы о порядке уплаты налогов и сдаче отчетности за периоды, предшествующие смене адреса. Ситуация осложняется тем, что в конце прошлого года регулирование этих вопросов заметно изменилось. Не ошибиться с уплатой налогов и представлением отчетности при переезде поможет наша статья.
Общее правило
Согласно п. 1 ст. 83 Налогового кодекса, организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации и месту нахождения ее обособленных подразделений. Из этого со всей очевидностью следует, что изменение места нахождения организации влечет также и снятие с налогового учета по прежнему месту нахождения и постановку на налоговый учет по новому.
Данная операция проводится налоговыми органами самостоятельно, в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 84 НК РФ. Так, налоговый орган по старому адресу в течение 5 рабочих дней со дня внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ должен снять компанию с учета и переслать документы в новую инспекцию. Налоговый орган по новому адресу, получив эти документы, должен поставить организацию на налоговый учет. При этом свидетельство о постановке на учет, выданное организации налоговым органом по прежнему месту нахождения, признается недействительным и не представляется в налоговый орган по новому месту нахождения. Датой постановки организации на учет по новому месту нахождения является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения юридического лица (п. 3.6.3 Приложения № 1 к приказу МНС России от 03.03.2004 № БГ-3-09/178).
Определяющим фактором при переезде является дата отражения в ЕГРЮЛ нового адреса: до этой даты компания продолжает числиться на налоговом учете по старому адресу, а со дня внесения изменения в ЕГРЮЛ — уже по новому. (Это правило применяется, несмотря на то, что на фактическую пересылку дела НК РФ отводит 5 дней и нового свидетельства у налогоплательщика еще может не быть).
Так что ответ на вопрос о порядке уплаты налогов и представления отчетности, по общему правилу, зависит от того, будет ли внесена на дату соответственно уплаты или представления запись в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения юридического лица. Контролировать внесение записи необходимо по соответствующей выписке из реестра. Благо, что заказать ее теперь не составляет труда, не выходя из офиса.
Определившись с общим правилом, давайте подробнее остановимся на каждом налоге в отдельности, поскольку правил без исключений не бывает.
Налог на прибыль
В соответствии с п. 1 ст. 288 НК РФ налогоплательщики — российские организации, имеющие обособленные подразделения, производят исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям. Уплата авансовых платежей, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, производится налогоплательщиками — российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.
Как видим, НК РФ связывает перечисление авансовых платежей с местом нахождения организации на момент их уплаты. А значит, сумма авансового платежа перечисляется организацией в бюджет по месту своего прежнего нахождения, если платеж производится до момента внесения в ЕГРЮЛ записи о смене места нахождения. После появления такой записи налог нужно платить уже в бюджет по новому адресу. Это правило действует при перечислении любых авансовых платежей (как квартальных, так и ежемесячных, в т. ч. рассчитываемых по фактической прибыли), а также при уплате налога по итогам года.
Несколько сложнее с отчетностью по налогу на прибыль, поскольку она всегда сдается за прошедший период (п. 1 ст. 289 НК РФ). Но при этом в НК РФ говорится, что такую декларацию надо представить в налоговые органы по месту нахождения организации и месту нахождения каждого ее обособленного подразделения. А в порядке заполнения декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС России от 19.10.16 № ММВ-7-3/572@) эти положения конкретизируются. В частности, в п. 3.2 Порядка говорится, что в декларации указывается КПП, который присвоен организации тем налоговым органом, в который представляется декларация. При этом КПП организации по месту ее нахождения указывается согласно документу, подтверждающему постановку на учет организации в налоговом органе.
Значит, и при сдаче отчетности будет применяться приведенное выше общее правило. Если отчетность сдается до момента внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения юридического лица, то ее надо отправить в «старую» инспекцию (ведь именно этот КПП указан в действующем свидетельстве о постановке на учет). А если отчетность приходится сдавать уже после переезда (то есть когда старое свидетельство уже утратило силу), то ее надо подать в «новую» ИФНС, даже если относится эта декларация к периодам, предшествующим переезду.
Например, если организация сменила адрес в феврале 2017 года (дата внесения записи в ЕГРЮЛ — 20 февраля), то годовую налоговую декларацию за 2016 год она должна подать в старую инспекцию, если делает это до 19 февраля включительно. А с 20 февраля такая декларация должна представляться уже в налоговый орган по новому адресу, с указанием соответствующих КПП и ОКТМО (п. 4.1.2 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль).
Неверное заполнение кода ОКТМО не является основанием для отказа в приеме налоговой декларации (п. 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы, утв. приказом Минфина России от 02.07.12 № 99н, письмо ФНС России от 25.02.2014 № БС-4-11/3254). Также неверное указание КПП и (или) ОКТМО при уплате налога не влечет начисления пеней или штрафов (см. «Что делать, если в платежке на уплату налогов допущена ошибка»).
УСН
Уплата налога при УСН и авансовых платежей по нему, согласно п. 6 ст. 346.21 НК РФ, производится по месту нахождения организации. По месту нахождения представляется и налоговая декларация (п. 1 ст. 346.23 НК РФ).
Эти формулировки означают, что «алгоритм ЕГРЮЛ» без каких-либо оговорок применяется при смене адреса компаниями, находящимися на УСН: пока в реестре числится старый адрес, налог и (или) декларация платится и сдается в «старую» налоговую (с указанием соответствующего КПП и ОКТМО). А с даты внесения изменений в реестр деньги и отчетность должны направляться в инспекцию по новому месту нахождения компании с указанием новых КПП и ОКТМО. Подтверждение вновь находим в порядке заполнения декларации по УСН (утв. приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). В п. 3.2 Порядка, также как и в случае с налогом на прибыль, говорится, что надо указать КПП именно того налогового органа, в который сдается декларация. А взять этот КПП нужно из свидетельства о постановке на учет.
НДС
Согласно п. 2 ст. 174 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах. То есть и в этом случае действует выведенное нами общее правило. Если НДС перечисляется в бюджет до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о смене места нахождения, налог уплачивается организацией по реквизитам «старой» инспекции. Если же налог платится после внесения в реестр указанной записи, то его следует перечислять по реквизитам «новой» ИФНС.
Подтверждение этому правилу снова находим в порядке заполнения декларации по НДС (утв. приказом ФНС России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@). Пункт 18 Порядка говорит, что КПП для отражения в декларации нужно брать из свидетельства о постановке на учет. А п. 34.1, что в декларации указывается ОКТМО той территории, где уплачивается налог (т. е. по месту нахождения организации — ст. 174 НК РФ).
Транспортный налог
Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. В силу пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения транспортных средств (кроме водных и воздушных) признается место нахождения организации или ее обособленного подразделения, по которым в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство. Регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации. Это предусмотрено подпунктом 24.3 «Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» (утв. приказом МВД России от 24.11.08 № 1001).
Получается, тут вроде бы тоже должен действовать общий порядок уплаты налога при переезде. Однако в отношении транспортного налога есть свои тонкости.
Дело в том, что согласно п. 1 ст. 83 НК РФ, организация подлежит постановке на налоговый учет по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств. Причем, такая регистрация проводится не по заявлению организации, а в автоматическом режиме, на основании данных ГИБДД (п. 5 ст. 83 НК РФ). Значит, при изменении места нахождения фирма продолжает находиться на учете в «старом» налоговом органе в качестве владельца транспортного средства до момента поступления от регистрирующего органа данных о снятии с регистрационного учета транспортных средств в связи с изменением места нахождения налогоплательщика. Получается, что какое-то время организация должна уплачивать налог и отчитываться одновременно перед двумя налоговыми: перед «новой» в силу прямого указания в статье 363 НК РФ, и перед «старой», т.к. до поступления данных из ГАИ состоит в ней на учете по месту нахождения транспортных средств.
Что касается отчетности, то выход из этой коллизии находим в п. 5.1 Порядка заполнения декларации по транспортному налогу (утв. приказом ФНС России от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@). Там сказано, что в случае изменения места нахождения организации и снятия с учета в течение налогового периода транспортного средства на территории, подведомственной инспекции по предыдущему месту нахождения организации, декларация представляется в инспекцию по новому месту нахождения организации и регистрации транспортного средства. При этом раздел 2 декларации представляется по каждому ОКТМО, на территории которых на налогоплательщика зарегистрированы (были зарегистрированы) в налоговом периоде транспортные средства с учетом коэффициента, определяемого по коду строки 160 декларации.
Что же касается уплаты налога, то мы считаем, здесь нужно руководствоваться положениями ст. 363 НК РФ. То есть и с момента смены адреса в ЕГРЮЛ уплачивать налог (в т. ч. и за период до переезда) по новому месту нахождения. Ведь смена места нахождения организации в силу п. 5 ст. 83 НК РФ влечет автоматическую смену места нахождения транспортных средств для целей налогообложения. И никакой зависимости от действий ГАИ и постановкой налогоплательщика на учет по месту нахождения транспорта в данном случае НК РФ не устанавливает.
Налог на имущество
Согласно п. 3 ст. 383 НК РФ, в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации. При этом по объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по месту нахождения объекта недвижимого имущества (п. 6 ст. 383 НК РФ).
В силу ст. 384 НК РФ, организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений. А ст. 385 НК РФ требует, чтобы организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивала налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.
Мы видим, что налог на имущество имеет разные правила уплаты в зависимости от типа объекта налогообложения. Поэтому тут бухгалтеру нужно быть вдвойне внимательным. Но в общем случае налог на имущество тоже подчиняется общему правилу, которое мы вывели выше. Согласно п. 4.2 порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество (утв. приказом ФНС России от 24.11.11 № ММВ-7-11/895), в разделе 1 декларации по строке 010 указывается код по ОКТМО, по которому подлежит уплате сумма налога. Значит, после внесения записи в ЕГРЮЛ в этой строке указываем ОКТМО нового адреса.
Исключение составляют суммы налога (авансовых платежей), уплачиваемого в отношении объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также которые располагаются вне места нахождения организации или ее обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс. По данным объекта недвижимости налог на имущество всегда уплачивается в бюджет по месту их нахождения. Туда же представляется и налоговая декларация (п. 1 ст. 386 НК РФ).
Как платить НДФЛ
В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ сума налога, удержанная налоговым агентом, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. При этом налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Из сказанного следует, что порядок перечисления НДФЛ «завязан» на место нахождения организации. Поэтому в данном случае наш «алгоритм ЕГРЮЛ» будет в полной мере применяться и в отношении удержанных сумм НДФЛ: если срок, установленный п. 6 ст. 226 НК РФ, наступает в период, когда по данным ЕГРЮЛ организация еще не переехала, то суммы надо отправить в бюджет по старому ОКТМО. А если на дату наступления срока перечисления налога в ЕГРЮЛ числится уже новый адрес, то следует указать соответствующий ему ОКТМО. При этом суммы, уплаченные до переезда, не пропадут, т. к. после снятия компании с учета «старая» инспекция передаст в «новую» карточку расчетов с бюджетом налогового агента по соответствующему ОКТМО (письмо ФНС России от 27.12.16 № БС-4-11/25114@).
Как сдавать 2-НДФЛ и 6-НДФЛ: новый подход ФНС
Отдельно нужно остановиться на правилах представления отчетности по НДФЛ. Дело в том, что тут недавно произошли кардинальные изменения, вызванные упомянутым выше письмом налоговой службы о передаче между инспекциями карточек РСБ при переезде компании. Но обо всем по порядку.
Как известно, налоговые агенты по НДФЛ должны отчитываться перед налоговыми органами ежеквартально по форме 6-НДФЛ и ежегодно по форме 2-НДФЛ. Обе формы предусматривают указание КПП и ОКТМО, которые меняются при переезде организации. Правила заполнения и представления обеих форм при смене места нахождения организации достаточно легко «извлекаются» из утвержденных ФНС России порядков заполнения 6-НДФЛ и 2-НДФЛ.
Так, согласно п. 1.10 порядка заполнения расчета 6-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 14.10.15 № ММВ-7-11/450@), форма расчета заполняется по каждому ОКТМО отдельно. При этом указано, что организации, признаваемые налоговыми агентами, указывают код по ОКТМО того муниципального образования, на территории которого находится организация или обособленное подразделение организации.
Как видим, Порядок предусматривает предоставление нескольких расчетов 6-НДФЛ только при одновременном наличии у организации нескольких мест постановки на налоговый учет по разным основаниям, причем, места эти должны относиться к разным ОКТМО. Например, при наличии у организации обособленных подразделений, или ведении деятельности, облагаемой единым налогом в рамках ЕНВД. Если же в течение квартала ОКТМО меняется в связи со сменой места нахождения организации, то оснований для представления двух расчетов 6-НДФЛ (по новому и старому ОКТМО отдельно) в силу п. 1.10 Порядка не имеется.
Что касается КПП, то он, согласно п. 2.2. Порядка указывается согласно Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации или ее обособленного подразделения. То есть, при переезде в расчете 6-НДФЛ указывается действующий на момент сдачи КПП.
При сдаче 2-НДФЛ организацией, которая меняла адрес в течение года, аналогичный подход применяется на основании абз. 2 и 7 раздела III порядка заполнения справки 2-НДФЛ. Этот порядок утвержден приказом ФНС России от 30.10.15 № ММВ-7-11/485@ и приведен в письме Минфина России от 19.11.15 № 03-04-06/66956.
То есть буквальное толкование обоих порядков, поддержанное Минфином, говорит: при переезде организация представляет единую отчетность по НДФЛ, которая включает в себя данные как за период до переезда, так и после него. Отчетность сдается в налоговую инспекцию по новому месту нахождения. Соответственно, указываются КПП и ОКТМО «новой» инспекции.
Однако в конце прошлого года ФНС России выпустила письмо (от 27.12.2016 № БС-4-11/25114@), где приводится совершенно иной порядок представления «подоходной» отчетности теми организациями, которые изменили адрес. Согласно письму, такой налоговый агент представляет в «новую» инспекцию расчеты 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ с указанием ОКТМО как по прежнему, так и по новому месту нахождения (за соответствующие периоды).
По сути, сдается два комплекта отчетности, в первый из которых включаются данные о доходах и налоге за период до переезда. А во втором комплекте указываются сведения, начиная с момента постановки на учет по новому месту нахождения. При этом комплекты должны отличаться только кодом ОКТМО, т. к. налоговики предписывают указывать КПП «новой» инспекции. Соответственно, если переезд произошел до момента представления 2-НДФЛ за прошлый год, то по новым правилам, предложенным ФНС России, справки за прошлый год сдаются в «новую» инспекцию с указанием ее КПП и «старого» ОКТМО.