ОРГАНИЗАЦИЯ МЕНЯЕТ АДРЕС: ЧТО НАДО ЗНАТЬ БУХГАЛТЕРУ

kak otkryt swoe deloКогда организация меняет адрес, бухгалтеру приходится искать ответы на множество  вопросов. В предыдущей статье мы подробно ответили на главный «бухгалтерский» вопрос: «Как платить налоги и сдавать отчетность при смене юридического адреса». Однако помимо него переезд порождает другие процедурные и технические проблемы, бремя решения которых, зачастую, ложится на плечи бухгалтера. О них мы и расскажем в нашей сегодняшней статье.

Общий алгоритм

Переезд в другой населенный пункт

Рассмотрение сложностей, возникающих при переезде, мы начнем с общего алгоритма действий, которые нужно совершить. Этот алгоритм бухгалтер компании-переселенца вполне может использовать как шпаргалку, или своеобразный список дел. Необходимые пояснения к этому алгоритму вы найдете дальше по тексту статьи.

Для начала возьмем более сложный вариант: переезд в другой населенный пункт. Он, помимо бухгалтерско-налоговых, затрагивает еще и кадровые вопросы (см. «Переезд офиса за город: оформляем отношения с работниками»). Такой переезд организации требует последовательного выполнения следующих шагов.

  1. Уведомление работников о предстоящем переезде не менее чем за 2 месяца.
  2. Увольнение работников, отказавшихся от переезда.
  3. Принятие и оформление в соответствии с уставом решения о смене места нахождения организации и внесении соответствующих изменений в устав.
  4. Предоставление в течение 3-х рабочих дней заявления и документов для внесения изменений в ЕГРЮЛ в налоговый орган по новому месту нахождения.
  5. Сверка расчетов по налогам с инспекцией по прежнему месту учета.
  6. Переезд и оформление кадровой документации, связанной с переводом работников.
  7. Уведомление обслуживающего банка. 8. Уведомление о смене места нахождения контрагентов.

Переезд в пределах населенного пункта

Теперь рассмотрим более простой вариант — смена адреса в пределах одного населенного пункта организацией, у которой адрес в уставе не зафиксирован. Алгоритм действий упрощается, поскольку никаких подготовительных действий тут не требуется.

  1. Переезд.
  2. Предоставление в течение 3 рабочих дней с момента переезда заявления по форме Р14001.
  3. Сверка расчетов по налогам с инспекцией в случае ее смены.
  4. Уведомление обслуживающего банка
  5. Уведомление контрагентов.

Кадровые вопросы при переезде в другой населенный пункт

Как видим, начинать процедуры, связанные с «отъездом» из населенного пункта, необходимо вовсе не с внесения изменений в устав или ЕГРЮЛ. После того, как решение о переезде принято, первым делом надо уведомить об этом работников. Особенно если речь идет о переезде в другой населенный пункт. Ведь, согласно ст. 72.1 ТК РФ, перевод работников при переезде в другой город допускается только с их письменного согласия. Однако нет четкого ответа на вопрос, нужно ли при таком переводе соблюдать предусмотренную ст. 74 ТК РФ процедуру и, в частности, уведомлять работника в порядке ч. 2 указанной статьи о предстоящих изменениях и причинах, вызвавших необходимость таких изменений.

Не дает ответа и судебная практика. Так, некоторые суды считают, что ст. 74 ТК РФ в данном случае не применяется (см., например, апелляционное определение Московского областного суда от 30.09.13 по делу № 33-19078/2013). Вместе с тем есть и иные решения. Они содержат выводы о том, что в случае перевода работника при переезде в другой город необходимо соблюдать положения ч. 2 ст. 74 ТК РФ. Их несоблюдение является существенным нарушением процедуры увольнения и основанием признания его незаконным (см., например, апелляционное определение Челябинского областного суда от 19.05.2014 по делу № 11-4933/2014).

Поэтому во избежание рисков мы рекомендуем уведомить работников о переводе по правилам ч. 2 ст. 74 ТК РФ, то есть не позднее чем за два месяца. При согласии работника на работу в другой местности оформляется перевод, а в случае отказа — увольнение на основании п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. При этом в случае расторжения трудового договора по указанному основанию помимо прочих сумм, которые могут причитаться работнику при увольнении, ему выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (абз. 5 ч. 3 ст. 178 ТК РФ).

Если же работник согласен на переезд, работодатель обязан возместить работнику расходы по его переезду, переезду членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения), а также по обустройству на новом месте жительства (ч. 1 ст. 169 ТК РФ). Обратите внимание, что стоимость проезда членов семьи и провоза их имущества выплачивается в том случае, если они переезжают на новое место жительства работника до истечения одного года со дня его переезда.

Поправки в устав

После решения кадровых вопросов следует заняться корпоративными процедурами. Прежде всего необходимо внести поправки в устав в части, касающейся места нахождения организации. Ответ на вопрос, в каких случаях это надо делать, а в каких можно ограничиться лишь изменениями в ЕГРЮЛ, достаточно прост. Вносить изменения в устав надо всего в двух случаях.

Первый — компания переезжает в другой населенный пункт (не важно в пределах субъекта РФ, или вообще в другой регион). Второй — в уставе организации указан четкий адрес, по которому находится организация.

Под адресом понимается описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в РФ и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (п. 1 ст. 2 федерального закона от 28.12.13 № 443-ФЗ о федеральной информационной адресной системе).

Соответственно, если в уставе нет указания на точный адрес расположения компании, то при переезде в пределах одного населенного пункта достаточно будет внести поправки в ЕГРЮЛ (для этого подается заявление по форме Р14001).

Объясняется такой подход следующим. Согласно ст. 54 Гражданского кодекса, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа. Место нахождения юрлица наряду с наименованием и фирменным наименованием указывается в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ. Одновременно в ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юрлица в пределах места нахождения юрлица и о том, что юрлицом принято решение об изменении места нахождения. (п. 5 ст. 54 ГК РФ, п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ о государственной регистрации юридических лиц и ИП).   Получается, в уставе организации достаточно указать наименование населенного пункта, в котором находится компания, а не точный адрес. Соответственно, смена адреса всегда влечет изменения в ЕГРЮЛ, но не всегда — изменения в уставе.

ЕГРЮЛ и налоговая

После того, как изменения в устав внесены, в течение трех рабочих дней нужно предоставить в налоговый орган, осуществляющий госрегистрацию юрлиц, по новому месту определенные документы. Это бумаги, необходимые для регистрации изменений в уставных документах в связи с изменением места нахождения организации (п. 5 ст. 5, п. 6 ст. 17 и п. 4 ст. 18 Закона № 129-ФЗ). В частности, для регистрации изменений в учредительные документы в связи со сменой местонахождения организации, в налоговый орган предоставляется:

  1. Заявление (форма № Р13001, утв. приказом ФНС Россииот 25.01.12 № ММВ-7-6/25@);
  2. Решение об изменении места нахождения и о внесении в связи с этим изменений в учредительные документы (пп. б п. 1 и п. 6 ст.17 Закона № 129-ФЗ);
  3. Изменения, вносимые в учредительные документы (пп. в п. 1 ст.17 Закона № 129-ФЗ);
  4. Документы, подтверждающие право пользования помещением по новому месту нахождения организации (п. 6 ст.17 Закона № 129-ФЗ);
  5. Документ об уплате государственной пошлины (пп. г п. 1 ст.17 Закона № 129-ФЗ).

Эти действия повлекут (а в случае со сменой адреса в рамках одного населенного пункта — могут повлечь) снятие с налогового учета по прежнему месту нахождения и постановку на налоговый учет по новому месту нахождения. Что, в свою очередь, означает необходимость провести сверку расчетов налогоплательщика (п. 3 регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного приказом ФНС России от 09.09.05 № САЭ-3-01/444@).

Срок проведения сверки, формирования и оформления акта в случае отсутствия расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений указанный срок не должен превышать 15 рабочих дней. В установленных сроках не учитываются дни, приходящиеся на доставку актов сверки расчетов налогоплательщика по почте.

Фонды, банк и контрагенты

Уведомлять о смене места нахождения организации государственные внебюджетные фонды не нужно. Эта информация представляется им налоговым органом в порядке межведомственного информационного взаимодействия (п. 3.1 ст. 11 Закона № 129-ФЗ).

А вот обслуживающий банк и контрагентов организации обязательно следует уведомить о переезде. Порядок уведомления банка обычно устанавливается договором банковского счета либо отдельным документом, принятым банком (пп. 1 и 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ, постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.10 № 1307/10).

Ответы на часто задаваемые вопросы о переезде

Как правильно действовать, если на дату переезда у компании еще не истек срок аренды помещения по прежнему месту нахождения? Надо ли будет регистрировать там обособленное подразделение?

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ, организации подлежат постановке на налоговый учет по месту нахождения каждого обособленного подразделения. При этом обособленным подразделением организации, согласно п. 2 ст. 11 НК РФ, признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. А рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Как следует из п. 4 ст. 83 НК РФ, постановка организации на учет по месту нахождения подразделения осуществляется налоговыми органами самостоятельно на основании сведений, представляемых организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, организации обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения обо всех своих обособленных подразделениях, а также об изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях. При этом о создании обособленного подразделения налоговый орган нужно уведомить в течение месяца со дня его создания (т.е. со дня оборудования стационарного рабочего места), а об изменении сведений об уже имеющемся подразделении (в т.ч. места его нахождения) — в течение 3-х дней.

С учетом изложенного, в рассматриваемой ситуации значение имеет не заключение или прекращение договора аренды помещения, а оборудование либо ликвидация стационарных рабочих мест. Соответственно, после переезда организация должна будет уведомить налоговый орган по месту своего учета о создании по прежнему адресу подразделения лишь в том случае, если там на срок более месяца останутся оборудованные рабочие места. В таком случае после переезда надо будет подать уведомление об открытии нового подразделения (форма № С-09-3-1). А после ликвидации стационарных рабочих мест и (или) истечения срока аренды — уведомление о его закрытии (форма № С-09-3-2).

Момент оборудования стационарных рабочих мест, а равно момент ликвидации таковых определяется на основании внутренних распорядительных документов организации (приказов о переводе сотрудников, приказов о прекращении деятельности подразделения и т.п.).

Надо ли подавать заявление о смене адреса при переезде из одного офисного помещения в другое в рамках одного бизнес-центра? И как быть, если помещение фактически находится в другом здании?

В ЕГРЮЛ содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица и о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения (п. 1 ст. 5 федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ).

Как следует из разъяснений, приведенных в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 61, адрес отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом. А согласно п. 1 ст. 2 федерального закона от 28.12.13 № 443-ФЗ о федеральной информационной адресной системе, адрес — это описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в РФ и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

Поскольку в рассматриваемой ситуации у организации меняется адрес, по которому может быть осуществлена связь с юридическим лицом, необходимо внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ. Поскольку в данном случае у организации меняется адрес, но местонахождение (населенный пункт, муниципальное образование) остается прежним, то не позднее 3-х рабочих дней после смены адреса организация, у которой адрес не зафиксирован в уставе, обязана сообщить об этом в регистрирующий орган (форма № Р14001).

Данная обязанность не зависит от того, осуществляется переезд в помещение, расположенное в том же здании либо в ином здании на территории бизнес-центра, так как это в любом случае иной объект адресации.

Может ли ИФНС выставлять по старому адресу компании требования о представлении документов в рамках камеральных проверок по декларациям, поданным до переезда?

В соответствии с п. 1 ст. 88 Налогового кодекса, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Каких-либо особенностей проведения камеральной проверки деклараций, представленных налогоплательщиком, который в дальнейшем изменил свое местонахождение, ст. 88 НК РФ не содержит.

Пленум ВАС РФ разъяснил, что, если организация сменила адрес и инспекцию, ИФНС по прежнему месту учета по поданным ранее нерассмотренным декларациям обязан:

  • вынести решения по существу;
  • совершить необходимые действия по принятию и исполнению решений.

Поэтому если ИФНС по прежнему месту учета начала проводить камеральную проверку декларации, а налогоплательщик в ходе проверки изменил место нахождения, завершить камеральную проверку должна та же ИФНС (п. 1 ст. 30 НК РФ, п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57). Соответственно, за данным налоговым органом сохраняются все права, предоставленные ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки, в том числе и право на истребование документов в порядке ст. 93 НК РФ (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Компания собирается переехать и зарегистрироваться по адресу, по которому располагается ее обособленное подразделение. Нужно ли в таком случае подавать заявление о закрытии подразделения?

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ, в целях проведения налогового контроля организация подлежит постановке на учет в налоговых органах, в том числе и по месту нахождения ее обособленных подразделений. Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Места нахождения организации, ее обособленных подразделений определяются через соответствующие адреса.

Поэтому в случае, когда место нахождения подразделения организации перестает быть территориально обособлено от места нахождения самой организации, это подразделение больше не обладает признаками, которые определены ст. 11 НК РФ. Соответственно, организация будет должна закрыть данное подразделение и сняться с налогового учета по месту его нахождения в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 84 НК РФ (письмо Минфина России от 08.07.13 № 03-02-07/1/26374). Для этого в налоговый орган в течение 3-х рабочих дней с момента переезда подается сообщение по форме № С-09-3-2 (утв. приказом ФНС России от 09.06.11 № ММВ-7-6/362@).

Автор: Алексей Крайнев, налоговый юрист «Бухгалтерии Онлайн»