Почти полтора года назад многие организации и предприниматели, за исключением тех, кому законодатели предоставили отсрочку, стали применять онлайн-кассы. Скоро начнется и «вторая волна» перехода на онлайн-ККТ. А значит, все большему числу предпринимателей придется выбирать кассовую технику, изучать новые правила работы с ККТ и разбираться с распространенными заблуждениями об использовании касс. В сегодняшней статье эксперты сервиса «Контур.ОФД» расскажут о трех самых популярных мифах, связанных с применением онлайн-касс. Также эксперты поделятся информацией о том, как можно уменьшить затраты при покупке кассовых аппаратов и программ.
Миф № 1
В местностях, отдаленных от сетей связи, онлайн-кассу нужно применять в автономном режиме без подключения к ОФД. Это позволит сэкономить до 3 000 рублей в год.
Отдаленные от сетей связи местности — это населенные пункты, в которых проживает менее 10 000 человек. Этот критерий определен в приказе Минкомсвязи России от 05.12.16 № 616. Составленные для каждого региона списки отдаленных от сетей связи местностей можно увидеть в общем перечне.
Работа в отдаленных от сетей связи местностях не освобождает организацию или предпринимателя от применения онлайн-кассы. Но Федеральный закон от 22.05.03 № 54-ФЗ (далее — Закон № 54-ФЗ) разрешает в такой ситуации использовать ККТ в автономном режиме, то есть без передачи данных в ФНС в режиме реального времени. Автономный режим настраивается во время регистрации кассы (см. инструкцию по регистрации ККТ).
Как налоговая служба получает данные, если касса работает автономно?
В этом случае данные о продажах шифруются и хранятся с помощью встроенного в кассу фискального накопителя (ФН). Налоговая инспекция запросит данные с ФН, когда владелец онлайн-кассы будет перерегистрировать ее в связи с заменой самого фискального накопителя, или в момент снятия ККТ с учета.
Как происходит считывание информации с ФН?
Теоретически можно прийти в налоговую инспекцию, сотрудник которой должен сам считать данные с ФН при помощи специального USB-адаптера. Но по факту в инспекции этого устройства может не оказаться. Тогда надо будет обратиться в центр технического обслуживания (ЦТО), и заплатить 2 500 — 3 000 рублей за копирование информации с ФН на электронный носитель, например, флешку. Затем записанные на флешку данные нужно будет лично представить в налоговую инспекцию.
При этом процесс считывания информации с ФН может занять несколько часов. Данное обстоятельство отметили слушатели вебинара, который 20 апреля этого года провел заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России Александр Сорокин. На эти жалобы предпринимателей чиновник ответил следующим образом: «Ничто не запрещает зарегистрировать онлайн-кассу, которая используется в местности, отдаленной от сетей связи, в режиме передачи данных через оператора фискальных данных».
Вывод
Применять ККТ в автономном режиме в отдаленных от сетей связи местностях — это право, а не обязанность владельца кассы. Выгоднее и проще подключиться к оператору фискальных данных (ОФД), и не иметь проблем с передачей фискальных данных в налоговую инспекцию. При этом экономится не только время, которое пришлось бы потратить на считывание данных с фискального накопителя, но и деньги, поскольку затраты на разовую услугу ЦТО по копированию информации с ФН сопоставимы со стоимостью годового использования сервиса ОФД.
На этом фоне перебои с интернетом не кажутся серьезной помехой. Выручает мобильный 3G интернет. А если связи нет, онлайн-касса может накопить данные, а как только соединение появится, отправить их оператору фискальных данных. Главное, чтобы интернет работал хотя бы один раз в месяц. Это позволит своевременно направлять данные ОФД. В противном случае касса может заблокироваться (об этом см. ниже в главе «Миф № 2).
Миф № 2
Если кассу не использовать более 30 дней, она заблокируется.
Этот миф особенно волнует тех, кто занимается сезонной торговлей, например, продает рассаду и саженцы. Зимой таким предпринимателям касса не нужна. Что будет, если выключить ее на три месяца?
Блокировка кассы происходит из-за того, что ФН перестает формировать фискальный признак документа. Без этого признака ККТ не может создать чек, поскольку фискальный признак является обязательным реквизитом кассового чека.
Когда происходит блокировка?
Если фискальный накопитель не получил от оператора фискальных данных подтверждение, что фискальный документ принят, то ФН начинает отсчитывать время с момента отправки неподтвержденного документа. Если ответ от ОФД не приходит в течение 30 дней, ФН перестает формировать фискальный признак, то есть блокируется. Законодательно этот процесс закреплен в пункте 1 статьи 4.1Закона № 54-ФЗ: «фискальный накопитель должен… исключать возможность формирования фискального признака для фискальных документов…, если через 30 календарных дней с момента формирования фискального признака для фискального документа не будет получено подтверждение оператора для этого фискального документа (за исключением случая применения контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных)».
Как правильно отключить кассу на длительное время?
Если необходимости в кассе нет, то ее можно просто отключить. Перед этим нужно убедиться, что ФН принял от ОФД подтверждения на все отправленные кассой документы. Проконтролировать это можно, сформировав на кассе отчет о текущем состоянии расчетов. Затем нужно закрыть смену. В отчете о закрытии смены в поле «Количество непереданных ФД» должно быть пусто. Это говорит о том, что все фискальные документы с кассы отправлены в адрес ОФД.
В любой момент можно будет снова включить кассу и начать продажи (если, конечно, не истек срок действия встроенного в нее фискального накопителя).
По каким причинам касса все-таки может заблокироваться?
Например, это может произойти в следующих случаях:
- закончился срок действия ФН. В такой ситуации нужно сформировать отчет о закрытии фискального накопителя, приобрести новый ФН и перерегистрировать ККТ в налоговой.
- ФН отправил оператору фискальных данных не все документы, или получил от ОФД не все подтверждения. Чтобы это исправить, надо подключить кассу к интернету, и она автоматически обменяется данными с ОФД. После этого кассовый аппарат будет готов к работе.
Одним словом, чтобы ФН снова начал формировать фискальные признаки, а касса оформлять чеки, нужно найти причину блокировки и устранить ее.
Вывод
Онлайн-кассу можно использовать так часто, как это необходимо. Если касса не нужна длительное время, ее надо правильно отключить. ККТ не заблокируется, если смена закрыта, а ОФД подтвердил получение всех отправленных кассой фискальных документов.
Миф № 3
Чеки нужно выдавать покупателям не позднее 5 минут с момента оплаты.
Закон № 54-ФЗ не содержит требования о выдаче чека в течение 5 минут после оплаты. Это, в частности, подтверждается в письме Минфина России от 06.04.18 № 03-01-15/22629 (далее — письмо № 03-01-15/22629). Вместе с тем, в Законе № 54-ФЗ сказано, что чек должен быть сформирован в момент расчета. В связи с этим нужно четко понимать, что является моментом расчета.
Если расчет происходит лично между покупателем и продавцом (или его агентом), то кассовый чек выдается в момент оплаты (п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Поскольку расчет осуществляется непосредственно между участниками сделки, то момент расчета определить легко — это момент оплаты покупки картой или наличными.
Если расчет происходит удаленно электронными средствами платежа (ЭСП),то чек направляется на абонентский номер или электронную почту покупателя (п. 5 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). В данном случае есть сложности с установлением момента расчета, а значит, периода времени, в течение которого нужно направить чек покупателю.
Напомним, что определение электронного средства платежа дано в пункте 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.11 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». К таким платежным средствам относятся банковские карты, онлайн-кошельки, Яндекс.Деньги и другие.
Предположим, покупатель оплачивает товар через интернет посредством банковской карты. В этом случае банк сначала «замораживает» (блокирует, холдирует) нужную сумму на карте. Доступный баланс на карте покупателя уменьшается (деньги будут списаны позже), а продавец получает уведомление, что средств на карте достаточно, и они будут перечислены в установленный срок. Период времени, в течение которого заблокированная сумма поступит с карты клиента на счет продавца, может длиться от нескольких часов до нескольких дней. Что в описанной схеме является моментом расчета: момент получения уведомления о том, что деньги будут списаны, или момент поступления денег на счет продавца? Соответственно, в какой из этих моментов надо сформировать чек?
Из письма Минфина № 03-01-15/22629 следует, что если продавец получает уведомление о холдировании средств, то моментом расчета можно считать блокирование суммы покупки на карте клиента. В этом случае чек нужно сформировать после получения уведомления, подтверждающего, что у покупателя достаточно средств на карте. Если же оплата происходит без предварительного холдирования средств, то моментом расчета можно считать поступление денег на расчетный счет продавца. Значит, чек нужно направить покупателю после того, как продавец получит оплату.
Вывод
Возможно, в Законе № 54-ФЗ появятся поправки, уточняющие момент расчета при оплате товаров с помощью электронных средств платежа. Но пока этого не произошло, рекомендуем зафиксировать понятие «момент расчета» в договоре-оферте, чтобы покупатель понимал, что он получит чек не мгновенно, а в тот момент, который указан в договоре. Например, можно написать так: «Расчет считается осуществленным в период с 10:00 до 11:00 по московскому времени на следующий рабочий день с момента зачисления денежных средств от покупателя на расчетный счет продавца».
Не миф
Перейти на онлайн-кассу выгоднее, если в комплекте с кассой предоставляются сервисы, необходимые для соблюдения требований Закона № 54-ФЗ.
До 31 июля 2018 года СКБ Контур проводит акцию «Все включено». В рамках акции по цене кассы можно получить:
- онлайн-кассу с фискальным накопителем на 13 месяцев;
- сервис «Контур.ОФД» для передачи данных в налоговую инспекцию в течение 13 месяцев;
- товароучетный сервис «Контур.Маркет» для передачи номенклатуры товаров на кассу (тариф «Касса и товары») на один год.
Клиенты СКБ Контур бесплатно получают круглосуточную техподдержку по почте и по телефону, а также возможность задавать экспертам вопросы по кассовой технике, бухгалтерскому и товарному учету, налогам.