ВОПРОС
Правомерна ли повторная регистрация в качестве ИП, произведенная с целью смены объекта налогообложения при УСН?
ОТВЕТ
Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН с объектом «доходы», в середине года подал в налоговую инспекцию заявление о прекращении своей деятельности. После внесения соответствующей записи в ЕГРИП он вновь предоставил в инспекцию заявление о государственной регистрации и стал применять «доходно-расходную» УСН. По итогам истекшего года коммерсант подал в налоговую две декларации по «упрощенному» налогу. Одну – с объектом налогообложения «доходы», вторую – с объектом налогообложения «доходы минус расходы».
В ходе налоговой поверки инспекторы пришли к заключению, что сменив объект налогообложения, ИП намеренно занизил налоговую базу и доначислили ему «упрощенный» налог с учетом объекта налогообложения «доходы».
Не согласившись с решением налоговиков, предприниматель обратился в суд. Суды трех инстанций отказали ИП в его требованиях. Верховный суд РФ также поддержал позицию арбитражных коллег.
Арбитры указали, что целью предпринимателя в данном случае была смена объекта налогообложения в обход положений Налогового кодекса, а не намерение прекратить деятельность в середине года. Поменять объект налогообложения при УСН можно только с начала очередного налогового периода, то есть с начала нового года. В течение года это делать нельзя.
Если ИП снимется с учета, но в этом же году снова встанет на налоговый учет и подаст в инспекцию уведомление о переходе на УСН, то такой способ смены объекта налогообложения не будет считаться правомерным. Поэтому доначисление «упрощенного» налога, исходя из первоначально выбранного на 1 января года объекта налогообложения «доходы» является законным.
ИСТОЧНИК:
Определение Верховного суда РФ от 30 июня 2015 г. № 301-КГ15-6512.
ВОПРОС
В каком порядке осуществляется государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности? |
ОТВЕТ |
Регистрация прекращения данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: 1. Подписанного заявителем Заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (форма № Р26001*); 2. Документа об уплате государственной пошлины; 3. Документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. Представляемое в регистрирующий орган заявление удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Свидетельствование подписи заявителя, в нотариальном порядке на вышеуказанном заявлении не требуется в случае, если указанное физическое лицо представляет документы, предусмотренные названным Федеральным законом, непосредственно в регистрирующий орган и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность. Документы могут быть направлены в регистрирующий орган почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
ИСТОЧНИК: Пункт 1.2 статьи 9, пункт 9 статьи 22.3Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; *Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» |
ВОПРОС
Каков порядок повторной выдачи свидетельства о государственной регистрации юридического лица в случае его утраты? |
ОТВЕТ |
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за повторную выдачу свидетельства о государственной регистрации юридического лица уплачивается государственная пошлина в размере 20 процентов размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию. При этом законодательство Российской Федерации не содержит иных положений, регулирующих отношения, связанные с повторной выдачей документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц. В то же время в силу положений пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 названного Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Поскольку Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и иные акты законодательства о государственной регистрации юридических лиц (статья 1 указанного Федерального закона) не содержат специальных норм, определяющих порядок повторной выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, исходя из вышеприведённых положений пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, к указанным отношениям по аналогии закона применимы положения пункта 3 статьи 11 вышеназванного Федерального закона, регулирующие отношения по предоставлению документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, при государственной регистрации юридических лиц. Исходя из положений пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также положений вступившего в силу 4 июля 2013 г. приказа ФНС России от 13 ноября 2012 г. № ММВ-7-6/843@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц илиЕдиный государственный реестр индивидуальных предпринимателей» (зарегистрирован Минюстом России 18 января 2013 г., регистрационный номер 26583) документом, подтверждающим факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц при создании юридического лица (в том числе путём реорганизации) является свидетельство о государственной регистрации юридического лица с приложением листа записи Единого государственного реестра юридических лиц. В иных случаях внесения записи в указанный государственный реестр (в том числе при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г.) документом, подтверждающим факт внесения записи, является лист записи Единого государственного реестра юридических лиц. Учитывая вышеизложенное, с 4 июля 2013 г. при обращении за повторной выдачей документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (в том числе в отношении записей, внесенных в указанный государственный реестр до указанной даты) свидетельство о государственной регистрации юридического лица с приложением листа записи Единого государственного реестра юридических лиц выдаётся при обращении за повторной выдачей документа, подтверждающего факт внесения в указанный государственный реестр записи о создании юридического лица (в том числе путём реорганизации). В случаях обращения за повторной выдачей документа, подтверждающего факт внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи, отличной от записи о создания юридического лица (в том числе о внесении в указанный реестр записи о юридическом лице, созданном до 1 июля 2002 г.), выдаётся лист записи Единого государственного реестра юридических лиц. При этом, исходя из положений подпункта 8 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина взимается только в случае повторной выдачи свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
ИСТОЧНИК: Подпункт 8 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации; |