Если в отношении сотрудника, который трудоустраивается впервые, ранее не был открыт индивидуальный лицевой счет, работодатель должен предоставить в территориальный орган ПФР сведения, необходимые для регистрации указанного лица в системе индивидуального учета (ст. 65 ТК РФ). По какой форме подавать сведения, учитывая отмену карточек СНИЛС? Что делать, если работник не может заверить анкету из-за нахождения в командировке, длительной болезни или по иной причине? Как зарегистрировать в системе персучета «дистанционного» работника? Ответы на эти и другие вопросы содержатся в письме ПФР России от 28.06.19 № 09-19/13246.
По какой форме подать заявку
Напомним, что Федеральным законом от 01.04.19 № 48-ФЗ внесены изменения в порядок индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования. Теперь ПФР не оформляет страховое свидетельство СНИЛС в виде светло-зеленой пластиковой карточки. Вместо него фонд должен выдавать специальный документ, подтверждающий регистрацию в системе персонифицированного учета.
Полученные ранее зеленые свидетельства сохраняют свое действие, обмену не подлежат и по-прежнему подтверждают регистрацию в системе персонифицированного учета. Таким образом, если у работника есть старая карточка СНИЛС, он может продолжать предъявлять ее при приеме на работу.
Страховое свидетельство СНИЛС или документ, подтверждающий регистрацию в системе персонифицированного учета, работодатель может запросить у соискателя только в тех случаях, когда сотрудник уже работал в другой организации. Если лицо поступает на работу впервые, и на него не был открыт индивидуальный лицевой счет, то работодатель должен зарегистрировать его в системе персонифицированного учета. Для этого страхователь представляет в территориальный орган ПФР соответствующие сведения по формам, утв. постановлением Правления ПФР от 11.01.17 № 2п (в том числе анкету застрахованного лица №АДВ-1).
Если работник не может подписать анкету, это может сделать работодатель
Правильность указанных в анкете сведений заверяется личной подписью работника. Однако, если сотрудник не может поставить свою подпись по причине длительного (свыше одного месяца) нахождения в командировке, длительной болезни или по иной причине, то работодатель страхователь указывает эту причину в анкете и заверяет документ самостоятельно.
Как выдать работнику документ, подтверждающий регистрацию в системе персучета?
Территориальный орган ПФР в течение пяти рабочих дней со дня получения анкеты открывает лицевой счет застрахованного лица и оформляет документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, после чего передает его страхователю. В свою очередь работодатель выдает этот документ работнику.
То есть в случае подачи физлицом заявления через работодателя, информирование, а также выдача ему документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, осуществляется через этого работодателя.
Как открыть лицевой счет на «дистанционного» работника
Согласно статье 312.2 ТК РФ, если с лицом, впервые поступающим на работу, заключается трудовой договор о дистанционной работе путем обмена электронными документами, то данное лицо получает документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального учета самостоятельно. Означает ли это, что работодатель не обязан предоставлять в фонд сведения, необходимые для регистрации «дистанционного» работника?
Отвечая на этот вопрос, авторы письма напоминают положения пункта 1 статьи 6Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ. В этом пункте сказано, что индивидуальный лицевой счет открывается, в том числе, на основании заявления лица, поданного им лично, через работодателя или через МФЦ.
Учитывая изложенное, при заключении работником трудового договора впервые на бумажном носителе, либо путем обмена электронными документами, «по выбору работника» открытие индивидуального лицевого счета может быть осуществлено, как самостоятельно, так и через его работодателя, пояснили в Пенсионном фонде.