Налогоплательщик вправе отсканировать и прислать в инспекцию по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) только те документы, которые определены приказом ФНС России от 29.06.12 № ММВ-7-6/465@. При этом предварительно заверять указанные документы печатью и подписью не нужно. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 23.11.15 № ЕД-4-2/20421.
Напомним, что приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@ утвержден формат описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по ТКС. Из него следует, что передать в инспекцию по ТКС можно:
- документы, которые составлены в электронном виде по установленному формату (в виде xml-файла) и переданы контрагентам через систему электронного документооборота (например, «Диадок»). Среди таких документов — счет-фактура, акт приемки-сдачи работ (услуг), ТОРГ-12 (полный перечень см. ниже).
- документы, которые изначально были составлены на бумаге либо в электронном виде, но в произвольном формате (в виде скан-образов). К ним относятся ГТД, ТОРГ-12, ТТН, акт приемки-сдачи работ (услуг), договор, спецификация и т д. (полный перечень см. ниже).
Это означает, что через интернет можно направить в инспекцию и те документы, которые изначально были составлены на бумаге (подробнее см. «Самые распространенные подтверждающие документы можно будет отсканировать и прислать в инспекцию по ТКС»). При этом важно понимать: для отправки запрошенных инспекцией документов (как электронные, так и сканы бумажных) используется система для сдачи отчетности (например, «Контур.Экстерн»), а не система электронного документооборота с контрагентами («Диадок»).
В налоговом ведомстве подчеркивают: перечень документов, предусмотренный приказом ФНС России от 29.06.12 № ММВ-7-6/465@, является исчерпывающим. Поэтому если запрашиваемые документы данным приказом не определены, то налогоплательщик не вправе представлять их по ТКС в виде скан-образов.
Также чиновники отметили, что на тех документах, которые составлены в электронной форме и направлены в виде сканов по ТКС, не нужно предварительно проставлять печать и подпись, так как они заверяется электронной подписью.
Перечень документов, которые изначально составляются в электронном виде по утвержденным форматам и могут быть переданы в инспекцию в виде xml-файлов:
- счет-фактура;
- книга покупок;
- книга продаж;
- дополнительный лист книги покупок;
- дополнительный лист книги продаж;
- журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур;
- акт приемки-сдачи работ (услуг);
- товарная накладная (ТОРГ-12).
Перечень документов, которые изначально были составлены в бумажном виде (или в электронном виде в произвольном формате), и могут быть переданы в инспекцию по ТКС в форматах jpg или tif:
- счет-фактура (скан счета-фактуры можно передать в инспекцию лишь в случае, если она изначально была составлена в бумажном виде; составить электронный счет-фактуру в произвольном формате нельзя);
- товарно-транспортная накладная;
- акт приемки-сдачи работ (услуг);
- грузовая таможенная декларация/транзитная декларация;
- добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации;
- спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости);
- товарная накладная (ТОРГ-12);
- дополнение к договору;
- договор (соглашение, контракт).