КАК ОТРАЗИТЬ В БУХУЧЕТЕ КОРОНАВИРУСНЫЕ РАСХОДЫ И СУБСИДИИ: МИНФИН

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - MINFIN-C.pngМногие компании и ИП приобрели маски, термометры, провели тестирование работников на коронавирус. Немало и тех, кто получил из бюджета «коронавирусные» субсидии и кредиты.  Все эти затраты нужно отразить в бухучете. Какие расходы отнести к прочим, а какие — к затратам от обычной деятельности? На каком счете отразить субсидию? Какие проводки сделать при покупке имущества на деньги бюджета? Ответы — в информации Минфина от 15.07.20 № ПЗ-14/2020.

Средства защиты и антивирусные мероприятия

Предположим, компания потратила собственные средства на обеспечение защитных мер в связи с пандемией. Такие суммы относятся к расходам по обычным видам деятельности. Их следует отразить по дебету «затратных» счетов: 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и проч.

Специалисты Минфина привели примерный перечень подобных мероприятий:

  • тестирование работников на наличие коронавируса и иммунитета к нему;
  • дезинфекция рабочих помещений;
  • доставка сотрудников до места работы и обратно в период действия режима повышенной готовности;
  • обеспечение связи с персоналом, который трудится удаленно.

СПРАВКА

Как поступить, если организация осуществила защитные меры своими силами, не привлекая сторонних исполнителей? Точно так же. А именно — отразить издержки в составе расходов по обычным видам деятельности.

Что касается масок, перчаток, защитных очков, экранов и дезинфицирующих средств, то их следует показать как материально-производственные запасы. Для этого используется счет 10 «Материалы». То же самое относится к санитарно-гигиеническому инвентарю и приспособлениям: дозаторам для жидкого мыла, санитайзерам, аптечкам, бактерицидным лампам.

ВАЖНО

Некоторые «коронавирусные» издержки можно финансировать за счет средств ФСС. Например, обследовать работников на COVID-19 или купить антисептики и термометры. В этом случае соответствующие расходы следует списать с «затратного» счета (или счета 10) в дебет счета 69 субсчет «Расчеты с ФСС».

Зарплата за нерабочие дни, «санитарные» штрафы, благотворительность

Заработную платы и страховые взносы за периоды, объявленные нерабочими, нужно списать на прочие расходы. Такие выплаты показывают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Минфин перечислил и другие затраты, которые надо отнести к прочим:

  1. Оплата вынужденного простоя в связи с коронавирусной инфекцией .
  2. Расходы по несостоявшимся командировкам (невозмещенная оплата проезда, бронирования гостиницы, услуг и проч.).
  3. Штрафы и выплаты по искам за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, а также нарушения при введении режима повышенной готовности на территории, где существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
  4. Издержки на благотворительность: помощь лицам, пострадавшим от пандемии; покупка специализированного оборудования и иного имущества для медучреждений; бесплатное питание для лиц старше 65 лет и др.

Субсидии из бюджета

Речь, в частности, идет о «коронавирусной» субсидии, выданной на основании постановления Правительства от 24.04.20 № 576. Получатели этой субсидии могли использовать бюджетные средства на оплату текущих счетов, выплату зарплаты и другие нужды. Еще одна субсидия предоставлялась на мероприятия по профилактике коронавируса (постановление Правительства от 02.07.20 № 976).

На финансирование текущих расходов

Такие субсидии надо учитывать на счете 86 «Целевое финансирование». В момент признания расходов — списывать в кредит соответствующего «затратного» счета.

На финансирование капитальных затрат

Если субсидия израсходована на покупку или создание внеоборотных активов, ее нужно учесть на счете 86. В момент ввода объекта в эксплуатацию бюджетные деньги надо отразить по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Далее, по мере начисления амортизации, — списывать на финансовые результаты, используя счет 91.

Пример

В июле 2020 года производственная компания ООО «Звезда» получила субсидию на оплату оборудования.

В этом же месяце деньги направлены на приобретение объекта стоимостью 360 000 руб. (в т.ч. НДС 20% — 60 000 руб.). Срок полезного использования — 60 месяцев.

Оборудование введено в эксплуатацию в июле, амортизация начисляется с августа.

В июле были сделаны проводки:

ДЕБЕТ 51    КРЕДИТ 86

— 360 000 руб. — субсидия зачислена на расчетный счет;

ДЕБЕТ 60    КРЕДИТ 51

— 360 000 руб. — средства перечислены поставщику;

ДЕБЕТ 08    КРЕДИТ 60

— 300 000 руб. (360 000 — 60 000) — оборудование получено;

ДЕБЕТ 19    КРЕДИТ 60

— 60 000 руб. — отражен входной НДС;

ДЕБЕТ 01    КРЕДИТ 08

— 300 000 руб. — оборудование введено в эксплуатацию;

ДЕБЕТ 86    КРЕДИТ 98

— 300 000 руб. — субсидия отражена как расходы будущих периодов.

ДЕБЕТ 86    КРЕДИТ 19

— 60 000 руб. — отражен НДС по покупке объекта за счет бюджетных средств;

ДЕБЕТ 68    КРЕДИТ 91

— 60 000 руб. — НДС предъявлен к вычету.

Начиная с августа, ежемесячно бухгалтер создает проводки:

ДЕБЕТ 20    КРЕДИТ 02

— 5 000 руб. (300 000 руб.: 60 мес.) — начислена амортизация;

ДЕБЕТ 98    КРЕДИТ 91

— 5 000 руб. — амортизация списана на финансовые результаты (отражен доход).

Бюджетный кредит

Учет кредитов, полученных из бюджета, зависит от того, придется ли возвращать деньги. Если придется, то заем следует учитывать так же, как и любой другой кредит.

Другое дело, если возврат займа зависит от выполнения определенных условий. Примером служит льготный кредит, который предназначен для бизнеса, наиболее пострадавшего от коронавируса. Деньги в бюджет не должны возвращать те компании и ИП, кто сохранил численность персонала на определенном уровне, зарплату не менее МРОТ и выполнил ряд других условий .

При получении такого кредита нужно оценить свои шансы на соответствие критериям, позволяющим не отдавать заем. В случае, когда такие шансы высоки, бюджетные средства необходимо учитывать как субсидию.