МАРКИРОВКА ОДЕЖДЫ И ТЕКСТИЛЯ С 2021 ГОДА: ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, СРОКИ, ТРЕБОВАНИЯ

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - ammol-2.pngС начала 2021 года действует обязательная маркировка одежды и текстиля. Это значит, что вводить в оборот и продавать изделия легкой промышленности без средств идентификации нельзя. Хранить товарные остатки без кодов Data Matrix можно до 1 мая 2021 года. Расскажем, что нужно учесть, чтобы не пришлось платить штраф за нарушение правил маркировки.

Обязательная маркировка одежды с 2021 года

Она представляет собой нанесение двумерных кодов Data Matrix на изделия легкой промышленности. Клеить марки должны все участники текстильного рынка — компании и ИП, которые производят, ввозят в Россию и (или) продают белье и одежду.

Плюс к этому указанные лица обязаны обмениваться данными с государственной информационной системой (ГИС) мониторинга «Честный знак». Правила маркировки и обмена сведениями утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.19 № 1956.

Требования обязательной маркировки не распространяется на организации и предпринимателей, если они:

  • покупают вещи не для продажи;
  • доставляют товар конечным потребителям от имени продавца (в т. ч. с получением оплаты);
  • оказывают услуги при торговле по образцам или при дистанционных продажах;
  • оказывают услуги логистики, предпродажной подготовки, сборки, упаковки;
  • оказывают услуги комиссионеров и агентов в рамках посреднических договоров.

Код маркировки одежды: что это и для чего нужен

Data Matrix — уникальный двумерный буквенно-цифровой штриховой код, который наносится на товар. Есть и другие варианты — разместить код на потребительской упаковке, этикетке или ярлыке. Важно, чтобы средство идентификации невозможно было отделить. Дополнительно можно записать Data Matrix на радиочастотную метку.

СПРАВКА

Для чего нужны марки? Чтобы с их помощью отслеживать путь каждой вещи от изготовителя (либо импортера) до конечного потребителя. Покупатель может считать код посредством мобильного приложения и узнать, от кого поступил товар, и была ли поставка законной.

Собственный штриховой код должен быть не только у каждого текстильного изделия, но и у комплекта белья. То же относится и к набору — совокупности товаров, которые можно продавать как вместе, так и по отдельности.

На транспортную упаковку также наносят коды. Но они отличаются от Data Matrix. Коды на таре одномерные, и соответствуют ГОСТ ISO 15394-2013.

Какая одежда и текстиль подлежит маркировке с 2021 года

Средства идентификации следует наносить на изделия, которые относятся к товарным группам «предметы одежды» и «белье». Узнать такую продукцию можно по кодам ОКПД 2 и ТН ВЭД (см. табл. 1). Их значения указаны в декларациях и сертификатах соответствия.

Таблица 1

Коды товаров легкой промышленности, подлежащих обязательной маркировке

Виды одежды и белья

Коды по ОКПД 2

Коды по ТН ВЭД

Предметы одежды (в т.ч. рабочей) из натуральной или композиционной кожи

14.11.10

4203 10 000

Блузки, блузы и блузоны: трикотажные машинного или ручного вязания; женские или для девочек

14.14.13

6106

Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (в т. ч. лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия

мужские или для мальчиков

14.13.21

6201

женские или для девочек

14.13.31

6202

Белье: постельное, столовое, туалетное, кухонное

13.92.12; 13.92.13; 13.92.14

6302

Указанные товары можно не маркировать, если они:

  • возвращены покупателем в магазин при наличии документов на возврат. Такие изделия допустимо хранить и транспортировать без кодов Data Matrix (для вторичной продажи коды понадобятся);
  • изготовлены или импортированы в качестве рекламных, маркетинговых образцов, не предназначенных для продажи.

Сроки маркировки одежды и текстиля

С 1 января 2021 года участники текстильного рынка в обязательном порядке наносят средства идентификации на каждое изделие, поступающее в оборот. И сообщают об этом в ГИС мониторинга. Также они передают в систему сведения обо всех операциях с маркированным товаром, в том числе о продаже.

Требования к чипированию одежды и текстиля

Чтобы получить и нанести коды Data Matrix, текстильную продукцию необходимо зарегистрировать в подсистеме национального каталога маркируемых товаров (КМТ). Для этого следует передать в каталог сведения о составе материала, цвете, размере и проч. В некоторых случаях нужна информация о стране производства.

Кто должен сообщать сведения о товаре в КМТ? Зависит от того, в какой момент происходит маркировка изделия (см. табл. 2).

Таблица 2

Кто регистрирует одежду и белье в каталоге КМТ

В какой момент происходит маркировка

Кто регистрирует изделие

При производстве на территории РФ

Изготовитель (в т.ч. при контрактном производстве)

При производстве за пределами РФ

Импортер — до того, как товар пересечет границу России

При получении товара на комиссию у физлиц без статуса ИП

Комиссионер

При возврате изделия потребителем

Организация розничной торговли

При возврате компанией или ИП продукции, приобретенной не для продажи

Участник рынка, который вводит возвращенные изделия в оборот

 После регистрации товара участник текстильного рынка получает коды Data Matrix и наносит их на продукцию.

ВАЖНО

Всем, кто участвует в обороте текстиля, не обойтись без усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Она нужна для регистрации в системе маркировки и подписания электронных документов. Помимо этого, в обязательном порядке нужно подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО), чтобы передавать сведения о поставках и продажах.

Как подключиться к системе маркировки одежды и текстиля

Нужно пройти шесть шагов.

Шаг 1. Приобрести сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи. Если у компании или предпринимателя уже есть УКЭП, полученная для сдачи отчетности или участия в госзакупках — допустимо использовать ее и для маркировки.

Шаг 2. Зайти на официальный портал «Честного знака» и нажать кнопку «Зарегистрироваться».

Шаг 3. Выбрать товарную категорию «Товары легкой промышленности» и сертификат УКЭП.

Шаг 4. Указать нужные сведения.

Шаг 5. Нажать «Зарегистрироваться», а затем — «Подписать и отправить».

Шаг 6. Ждать ответа от системы (он придет на email).

Более подробно с планом действий можно ознакомиться в инструкции, которая размещена на сайте «Честного знака».

Как продавать маркированную одежду и текстиль

При оптовой сделке продавец, комитент или принципал создает в электронном виде универсальный передаточный документ (УПД) и подписывает его своей УКЭП.

Затем, не позднее трех рабочих дней с даты отгрузки, и не позднее дня передачи товаров третьим лицам (например, транспортной компании) направляет документ в «Честный знак». Покупатель тоже ставит на УПД свою электронную подпись. Система мониторинга фиксирует переход права собственности.

При продаже в розницу кассир сканирует Data Matrix и через онлайн-кассу сообщает его оператору фискальных данных. Далее сведения поступают к налоговикам и одновременно в ГИС мониторинга. «Честный» знак отмечает, что товарная единица с указанным кодом вышла из оборота.

ВНИМАНИЕ

Случается, что покупатели возвращают на склад, либо в магазин ранее купленную одежду или белье. Есть риск, что средство идентификации окажется поврежденным. В такой ситуации придется делать перемаркировку. То есть заказывать и наносить новый код, а затем сообщать об этом в ГИС мониторинга.

Что делать с немаркированной одеждой и текстилем (остатками)

С товарами, приобретенными до 2021 года, но до сих пор не реализованными, нужно поступить следующим образом:

  1. Зарегистрировать их в ГИС «Честный знак» (то есть внести информацию о материале, цвете, размере и проч.).
  2. Нанести средство идентификации.

ВАЖНО

Период, отведенный для маркировки остатков товаров, продлили. Сначала был объявлен срок до 1 февраля. При этом разрешалось регистрировать изделия «по сокращенному атрибутиву», то есть сообщить не все, а лишь некоторые сведения об одежде и белье. Затем назначили новый срок маркировки непроданных остатков товаров — до 1 мая 2021 года (см. «Продлен срок маркировки одежды, не проданной до 1 января»). Но сокращенное описание отменено. Сейчас в систему следует вносить полную информацию об изделиях.

Штрафы за одежду и текстиль без маркировки

Наказание предусмотрено статьей 15.12 Кодекса об административных правонарушениях. Это конфискация товара и штрафные санкции в следующих размерах:

  • за производство товаров без обязательной маркировки или с нарушением правил маркировки: для организаций — от 50 000 до 100 000 руб.; для предпринимателей или должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • за продажу, хранение, перевозку или приобретение с целью сбыта товаров без обязательной маркировки: для организаций — от 50 000 до 300 000 руб.; для предпринимателей или должностных лиц — от 5 000 до 10 000 руб.

За аналогичные нарушения при маркировке одежды и текстиля, совершенные в крупном размере, установлена уголовная ответственность. Она предусмотрена статьей 171.1 УК РФ.

Заказать комплексное решение по маркировке для розницы