2016 / ЯНВАРЬ / Лента новостей 16-20

21 ЯНВАРЯ 2016

В.ПУТИН НА ФОРУМЕ «ОПОРЫ РОССИИ»: БИЗНЕС, КРЕДИТОВАНИЕ И НАКАЗАНИЕ.

WWP-2В ходе форума «Малый бизнес — национальная идея» президент Владимир Путин обсудил важные проблемы, касающиеся состояния экономической деятельности в России, и озвучил главные направления развития предпринимательской деятельности в стране.

МОСКВА, 20 янв — РИА Новости. Президент РФ Владимир Путин выступил в среду на форуме «Малый бизнес — национальная идея«, где заявил об опасности бесконтрольного наращивания денежной массы в России, о готовности обсуждать нормы уголовного законодательства о незаконном предпринимательстве, призвал главу ЦБ найти инструменты для наращивания кредитования реального сектора экономики и счел возможным увеличить порог для тяжких экономических преступлений.

При этом глава государства подчеркнул, что малый бизнес выстоял в сложных экономических условиях, и заверил, что власти РФ продолжат формировать механизмы для поддержки его развития.

Увеличить впятеро

Президент РФ Владимир Путин считает возможным увеличить «раз в пять» нынешний порог ущерба в 250 тысяч рублей, квалифицирующий экономическое преступление как тяжкое.

«Конечно, нужно дифференцировать. И если речь идет о каком-то крупном размере, то, конечно, не 250 тысяч, конечно, можно раз в пять увеличить, надо повнимательней с этим разобраться, что к чему, какие суммы к чему относятся», — сказал Путин.

Кроме того, глава государства заявил, что готов обсуждать нормы Уголовного кодекса о «незаконном предпринимательстве», если они мешают добросовестному бизнесу.

Так, вице-президент организации «Опора России» заявил на форуме, что существует противоречие между провозглашенной в Конституции свободой предпринимательства (статья 34) и уголовной статьей о незаконном предпринимательстве (статья 171, до пяти лет лишения свободы).

«Конституция действительно провозглашает право заниматься предпринимательской деятельностью, свободу. А уголовный закон говорит о незаконном предпринимательстве. У нас же закон не говорит о том, что все предпринимательство незаконно, уголовному преследованию подлежит незаконное предпринимательство», — сказал президент.

Он предложил разобраться с этим и добавил, что этот закон направлен на защиту добросовестного бизнеса, призван «оградить всех здесь присутствующих, в этом зале, от недобросовестной конкуренции».

«Если этот закон действует в обратную сторону, мешает предпринимательской деятельности, давайте посмотрим на это. Я готов и считаю, что вы правы, нужно посмотреть внимательно…», — подчеркнул глава государства.

Опасно бесконтрольно наращивать денежную массу

Кроме того, президент на заседании форума заявил, что бесконтрольно наращивать денежную массу в РФ очень опасно.

На этой неделе уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов высказался за стимулирование российской экономики методом «количественного смягчения», как это делали ФРС США и Европейский центробанк. Он назвал «глубочайшим мифом» утверждения о том, что в России такая программа может привести к росту инфляции, а не ВВП.

«Просто так увеличивать денежную массу бесконечно и бесконтрольно очень опасно, это может, как я уже сказал, привести к таким эффектам, которые на первый взгляд не видны, но они обязательно наступят, если мы будем действовать неаккуратно», — сказал Путин.

Денежная масса РФ в национальном определении (денежный агрегат М2) в 2014 году выросла на 2,2%, а за 11 месяцев 2015 года — на 3,7%, составив на 1 декабря прошлого года 33,315 триллиона рублей.

Наращивание кредитования и оценка банков

Президент РФ Владимир Путин призвал ЦБ РФ, в частности, главу регулятора Эльвиру Набиуллину, найти инструменты для наращивания кредитования реального сектора экономики, включая малый бизнес.

«Один из инструментов, вы уже о нем упомянули, председатель ЦБ здесь находится, — это снижение объемов резервирования. Да, действительно, ресурсы высвобождаются. Но здесь, давайте мы к ней обратимся с просьбой, чтобы эти средства действительно направлялись в реальную экономику, в том числе на малый и средний бизнес», — сказал Путин, выступая на пленарном заседании предпринимательского форума «Опоры России».

Президент отметил, что действовать директивными методами в этом вопросе нельзя. «Я понимаю, что здесь директивных указаний, наверное, недостаточно, да и неправильно это — директивные указания давать конкретным участникам финансового рынка. Но, тем не менее, как-то выстроить эту систему, если уж у них высвобождаются средства, то они должны быть использованы», — добавил президент.

Он подчеркнул, что инструменты финансирования банками реальной экономики должны быть найдены.

Путин также отметил, что целесообразным было бы проанализировать, сколько средств и в какие сектора экономики направляют банки с госучастием. Президент предложил учитывать при оценке работы банков с государственным участием их деятельность по кредитованию малого и среднего бизнеса.

«У банков с госучастием мы тоже можем посмотреть, сколько и в какие сектора экономики они направляют свои ресурсы. Только «Роснефти» и «Газпрому» отдают или они работают с большим кругом клиентов, в том числе с малым и средним бизнесом. В зависимости от этого оценивать их работу, в том числе это касается и премиальных», — сказал Путин.

Бизнес выстоял

Российский бизнес, в том числе и малый, по словам Путина, выстоял в сложных экономических условиях. «Два последних года были достаточно сложными для экономики. Объективные трудности затронули практически все ее сектора. Но нужно отметить, что в целом бизнес выстоял, в том числе и малый», — сказал он на заседании форума «Малый бизнес — национальная идея».

По его словам, малый и средний бизнес должны представлять собой опору развития экономики РФ.

«Сейчас мы говорили с коллегами вашими – даже открываются некоторые дополнительные возможности, имея в виду курсовую разницу и некоторые возможности на рынках», — добавил президент.

Поддержка бизнеса

Также глава государства на форуме «Опоры России» заявил, что власти РФ продолжат формировать механизмы поддержки развития малого и среднего бизнеса, «которые позволят продолжить движение вперед, такие, в частности, как Корпорация развития малого и среднего предпринимательства».

«На ее базе сконцентрированы все инструменты поддержки бизнеса — финансирование, юридическая помощь, информационный маркетинг», — сказал Путин. Корпорация должна стать «своеобразным штабом решения всех проблем, возникающих у МСП».

По словам Путина, необходимо приложить все усилия, чтобы в сфере малого и среднего предпринимательства сохранилась стабильность и «временные ограничения — и экономические, и бюджетные — не стали преградой для притока в эту сферу как можно большего числа образованных, современно мыслящих и инициативных людей».

Кроме того, президент призвал предпринимателей определить приоритетные направления для развития бизнеса, создавать социальные программы обучения, добиваться конкретных результатов, и тогда, по его мнению, «можно достичь качественного прорыва». Со своей стороны глава государства пообещал всевозможное содействие.

«Обещаю вам, что со своей стороны сделаю все, чтобы и региональные власти и правительственные структуры положительно на это отреагировали и воспользовались вашими предложениями», — сказал Путин.

По его словам, это поможет России обеспечить экономический успех, от которого зависит и решение социальных и внутриполитических проблем, а также позиционирование страны на международной арене.

Президент предложил подумать и о разработке усредненной нормы по предоставлению льгот для бизнеса по налогу на недвижимость от кадастровой стоимости.

Владимир Путин также предложил продумать и сформулировать критерии работы российских торговых представительств за рубежом, которые, по его мнению, «должны поддерживать весь российский бизнес — и малый, и средний»

Путин уточнил, что торгпредства находятся в ведении Министерства экономического развития.

В регионах нужна активность

Президент страны призвал общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «Опора России» действовать более настойчиво и результативно.

«Опора России», представляющая интересы предпринимателей и имеющая разветвленную сеть представителей по всей стране, должна, конечно, более активно проявлять себя, прежде всего в регионах, действовать на территориях более настойчиво и результативно. Мы со своей стороны будем делать все, чтобы эти ваши усилия поддержать», — сказал Путин.

Глава государства также с сожалением отметил, что «развитие малого и среднего бизнеса приоритетным считают далеко не во всех регионах России».

«На прошлой неделе на встрече с предпринимателями и в рамках Агентства стратегических инициатив мы обсуждали тему создания в субъектах федерации проектных офисов по распространению так называемых лучших практик ведения бизнеса. Такие практики определены на основе национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах. Подобный перспективный подход позволит наладить, во всяком случае, я тоже на это надеюсь, взаимодействие власти и предпринимателей. И реализация ваших предложений, ваших идей может стать первым экзаменом для оценки работы этих офисов», — подчеркнул он.

Жалобы должны быть индивидуальными

Все жалобы в области работы малого и среднего бизнеса, в том числе поступающие через интернет, по мнению президента страны, должны быть индивидуальными.

Путин поддержал президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александра Калинина, который рассказал, что поступающие через интернет жалобы на работу бизнеса зачастую подписаны вымышленными именами.

«Полностью поддерживаю Александра Сергеевича по поводу того, что все жалобы, в том числе в интернете, они, конечно, должны быть индивидуальными. Это касается не только жалоб в области работы малого и среднего бизнеса. Вообще в целом, конечно, в интернете легко прятаться, хамить, обзываться, заявлять свою позицию какую-то крайнюю, и при этом еще и неизвестно, кто это делает», — сказал Путин.

Президент считает, что, «если у человека есть какая-то позиция, есть какие-то претензии, пусть он скажет, назовет себя». «Иначе это не претензия и не жалоба, это анонимка. И здесь только один проверяющий хорошо работал – Лаврентий Павлович Берия», — подытожил Путин.

Чиновники экономят

Президент России Владимир Путин отметил, что в этом году мало российских чиновников поехало на Всемирный экономический форум в Давос.

«Я смотрю, здесь большое количество коллег из правительства. Непонятно, кто в Давос поехал на лыжах кататься — раньше ездили, а теперь не ездят, видимо, денег у них не хватает на билеты, экономят», — пошутил глава государства после выступления на форуме «Опоры России».

«Это хорошо, дома надо работать», — добавил Путин.
Источник: http://ria.ru

21 ЯНВАРЯ 2016

МАЛЫЙ БИЗНЕС УЧИТСЯ РАБОТАТЬ НА ПАДАЮЩЕМ РЫНКЕ И БЫТЬ ДРАЙВЕРОМ, А НЕ ЗНАКОМ ВОПРОСА.

OPORA ROSSII-URAМОСКВА, 20 января. /Корр. ТАСС Надежда Геращенко/. Форум одного из крупнейших в РФ объединений предпринимателей «ОПОРЫ России», прошедший в Москве 19-20 января с участием президента Владимира Путина, имел неожиданно вопросительное название «Малый бизнес — национальная идея?». Глава ОПОРЫ Александр Калинин пояснил главе страны, что знак вопроса — это не сомнение, а указание на клубок проблем в этой сфере, на которую именно сейчас государство в условиях санкций и падающего рубля готово делать ставку, увидев в ней драйвер экономики. Предыдущая встреча Путина с представителями бизнеса состоялась 24 декабря 2015 года. Тогда он, в частности, заявил, что Россия в ответ на санкции будет развивать свободу предпринимательства, обеспечивать защиту собственности и прав всех, кто честно делает свой бизнес. Этот форум был посвящен формированию повестки экономического роста в сфере малого и среднего бизнеса (МСБ), считает глава ОПОРЫ. Предприниматели и власть обсуждали конкретные шаги для реализации стратегии развития МСБ на период до 2030 года. Ожидания власти от этой стратегии велики: увеличение в два раза — с 20% до 40% — доли малого и среднего бизнеса в структуре ВВП. Реализовать эти амбиции непросто, учитывая, что все предыдущие годы число занятых в МСБ не росло, а инвестиции сократились вместе со всей экономикой. Поэтому правительство уже решило немного переформатировать этот несколько общий документ, разработав концептуальную часть с ориентирами госполитики до 2030 года и «дорожную карту» с конкретными мероприятиями на ближайшие два года. Министерству экономического развития поручено до 1 февраля представить в правительство стратегию, а также план соответствующих действий кабинета министров на текущий год. «Самое главное — это умение работать на падающем рынке. А для этого надо создавать общими усилиями бизнеса и власти новые рынки, пока будут восстанавливаться традиционные», — так обрисовал тактические задачи развития сферы МСБ Калинин. Фактически все они нацелены на то, чтобы преодолеть три «беды»: излишний контроль и надзор, недоступность финансовых ресурсов, избыточные налоги. Впрочем, список проблем этим не исчерпывается. Есть и пока сохраняющаяся криминализация бизнеса, отсутствие системной поддержки экспорта, неразвитость инженерной инфраструктуры, проблемы с подключением бизнеса к газоснабжению и коммунальным сетям. Развитость малого бизнеса определит зарплату чиновников Определенные шаги со стороны государства для активизации сферы МСБ уже сделаны. Так, в конце 2015 года создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП), объявлены налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей, введен мораторий на плановые проверки этого сектора. Однако предстоит повысить внимание чиновников к проблемам малого бизнеса, в том числе измеряя их зарплату по уровню развития данной сферы в регионе. Глава ОПОРЫ предложил таким образом мотивировать региональных чиновников, применив этот критерий в национальном рейтинге Агентства стратегических инициатив (АСИ). Президент идею поддержал и предложил активнее развивать работу в регионах, пообещав поддержку таких проектов. «Обещаю вам, что со своей стороны сделаю все, чтобы и региональные власти, и правительственные структуры положительно на это (предложения бизнес-сообщества) отреагировали и воспользовались вашими предложениями», — заверил он. Путин напомнил о предложении создавать проектные офисы в регионах РФ, с помощью которых можно было бы распространять лучшие практики ведения бизнеса по стране. Еще одна конкретная инициатива власти — реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы (ФНС), который появится к августу 2016 года, — позволит предприятиям получить доступ к «огромным ресурсам». Уже 20 января в проекте плана Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства 139 млрд рублей заказов, в три раза расширится номенклатура закупок у малого и среднего бизнеса. Сейчас в стране благодаря введению обязательных для госкомпаний закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства создается рынок объемом в 3 трлн рублей в год, отметил Калинин. Глава Корпорации по развитию МСП Александр Браверман считает, что потребуется увеличить число государственных компаний, причем именно региональных, которые обязаны закупать продукцию у субъектов малого и среднего предпринимательства, если она соответствует качеству и времени поставки. Заместитель генерального директора корпорации МСБ Наталья Ларионова пообещала к июлю 2016 года еще одно новшество — первый российский геомаркетинговый навигатор для малого и среднего бизнеса. Фактически предприниматель получит данные о том, где и какой бизнес выгодно открыть. В системе будут заложены 200 типовых бизнес-планов по 75 видам деятельности. Охватит система города численностью от 250 тыс. человек и выше в 60 субъектах России. Помимо запуска навигатора, корпорации готова открыть представительства в многофункциональных центрах (МФЦ). Посетитель МФЦ получит не только информационные услуги, но и сможет записаться на обучение. АСИ, в свою очередь, готово создавать спецпрограммы для молодых матерей, которые выходят из декрета, программы для инвалидов, которые хотели бы заниматься предпринимательством. Доступность финансов и судьба МСП Банка Впрочем, несмотря на усилия власти, становится понятно, что в нынешней конфигурации банковской системы кредитование МСБ для крупных банков никогда не будет приоритетом. Такое мнение высказал первый зампред Банка России Дмитрий Тулин. Еще в октябре 2015 г. глава группы ВТБ Андрей Костин заявлял, что нет смысла в кредитовании малого и среднего бизнеса. «Если сегодня малый и средний бизнес не востребован в стране, нет поля деятельности для них, то какой смысл их кредитовать?» — отмечал он тогда. Однако ЦБ РФ сделал все возможное для упрощения кредитования малого бизнеса, дальше дело за банками. «Пожалуй, нам трудно себе, Центральному банку, представить, что мы еще можем сделать в части улучшения условий рефинансирования», — сказал он, напомнив, что ранее Банк России уже снижал ставки по специнструменту рефинансирования под залог кредитов МСП и повысил срок для таких кредитов до трех лет. Выходом из этой ситуации Калинин назвал премирование менеджмента госбанков в зависимости от того, как банк кредитует малый бизнес. С предложением поручить правительству проработать этот вопрос он обратился к президенту России. Путин в ответ обратил внимание на реакцию на это предложение со стороны министра финансов Антона Силуанова. «Антон Германович так криво заулыбался, вы же в банке не работаете», — заметил президент РФ, обращаясь к Силуанову. На форуме пришлось признать, что механистической подход (то есть «кредитная фабрика»), по которому работал специализированный МСП Банк с 1999 года, при кредитовании малого и среднего предпринимательства провалился. Такие субъекты бизнеса требуют более индивидуального подхода, признал Тулин. Так, качество кредитного портфеля у крупных банков по субсегменту (МСП) в два раза хуже, чем у региональных банков. Внутри самих банков качество кредитов, выданных через кредитную фабрику, тоже будет в два раза хуже чем там, где использовались элементы индивидуального подхода. По словам Тулина, математическая статистика не годится при оценке поведения людей в малом и среднем бизнесе. Поэтому цель банка должна быть — не найти абсолютно прозрачного заемщика, а найти такого, который был бы не хуже среднерыночного. В апреле 2016 года МСП Банк перейдет в собственность Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, созданной недавно на базе Агентства кредитных гарантий (АКГ). В настоящее время МСП Банк передан в доверительное управление корпорации, а весной корпорация станет собственником МСП Банка. Возможно, тогда механистический подход начнет уходить в прошлое. Основным направление кредитно-гарантийной поддержки станет поддержка производственного сектора, сферы услуг. В основном корпорация будет выдавать поручительства, но ей будет также предусмотрена опция по независимой гарантии. Планируется, что лицензия АКГ будет сдана, кредитная лицензия останется только у МСП Банка. Но что важно, теперь финансовые услуги малому бизнесу будут встроены в комплексную поддержку: инфраструктурную, имущественную, юридическую, методологическую. Потребуются налоговые и административные послабления Глава комитета Госдумы по экономической политике Анатолий Аксаков уверен, что проблема для МСБ — не сами налоговые платежи, а квазиналоговые. «Их очень много. Они в последнее время становятся большим бременем для бизнеса, в том числе малого и среднего. Надо провести инвентаризацию этих платежей», — считает он. По мнению депутата, некоторые платежи на законодательном уровне необходимо запретить, чтобы «такую лазейку для увеличения бремени в отношении малого и среднего бизнеса уничтожить». Он предложил продлить действие единого налога на вмененный доход после 2018 года. «На мой взгляд, эта форма себя оправдала, зачем нам уничтожать курицу, которая несет вполне себе съедобные яйца», — выразился образно депутат. «ОПОРА России» предложила распространить на другие регионы опыт Москвы по исчислению налогу на имущество для МСБ по кадастровой стоимости с учетом вычета. Не платить, например, этот налог совсем маленьким офисам, от 500 квадратных метров и меньше. «Москва пошла по этому пути. Правда, они поставили такой вычет в 300 квадратных метров. Но если не установить какой-то предел, то регионы постепенно начнут брать с совсем маленьких офисов», — отметил глава «ОПОРЫ России». Заявили о поддержке МСП и ряд ведомств. Глава Роспотребнадзора Анна Попова сказала, что поддерживает идею ввести оборотные (то есть процентные) штрафы для бизнеса за административные правонарушения, чтобы снизить нагрузку на малый бизнес. Сейчас они фиксированные и потому одинаковы для всех — и для индивидуальных предпринимателей (ИП), и для малого, среднего и крупного бизнеса. Торговые сети и ИП с одним-двумя магазинами платят одинаковые штрафы. Первый вице-президент «ОПОРЫ России» Владислав Корочкин предложил главе государства наказывать представителей контрольных органов, которые до суда заявляют в СМИ о виновности представителей бизнеса, что может стать катастрофическим ударом по репутации предприятия и является нарушением законодательства. Путин согласился, что это в принципе незаконно и пообещал поговорить с коллегами.

Подробнее на ТАСС:
Источник: http://tass.ru

21 ЯНВАРЯ 2016

ТОРГОВЫЙ СБОР

TOSBOR-1-3Споры вокруг торгового сбора не утихают, несмотря на то, что с момента его введения прошло уже более полугода. Новый год – новые терзания, теперь депутаты предлагают заменить сбор на ЕНВД или отменить вовсе. Что заставило парламентариев пересмотреть свой взгляд на торговый сбор и каковы шансы на его упразднение?

В ноябре прошлого года появилась информация, что депутаты Госдумы поддержали проект запроса, согласно которому торговый сбор необходимо реформировать, а именно – заменить его на ЕНВД. Они считают, что сбор не соответствует Конституции РФ. Дело в том, что с момента первоначального внесения в Государственную думу закон о его введении претерпел серьезные изменения, кроме того, на начальном этапе проект не был направлен в регионы для рассмотрения, хотя по закону это должно было быть сделано. И еще: закон города Москвы о торговом сборе не прошел обязательную оценку регулирующего воздействия. Учитывая все это, депутаты предлагают признать закон о внесении поправок в Налоговый кодекс РФ, вводящий торговый сбор, и соответствующий столичный закон несоответствующими Конституции Российской Федерации.

Запрос автора документа – депутата от ЛДПР Антона Ищенко – сначала будет опубликован в интернете для общественного обсуждения и только после направлен в КС.

«Отмена торгового сбора или, как заявлено, аппаратом ГД его замещение ЕНВД пока существует на уровне идеи, в связи с чем, перспективы или последствия такого шага «просчитать» сложно», – отмечает адвокат Алексей Гордейчик. По его словам, новый виток интереса к проблеме может быть связан с недавним изменением судебной практики. Г-н Гордейчик рассказывает: «Судами объявлены «вне закона» схемы с дроблением бизнеса, когда, например, торговый зал крупных торговых сетей делится на мелкие участки, которые передаются аффилированным предпринимателям, платящим налоги по упрощенной системе или ЕНВД». Он добавляет, что торговый сбор, введенный в качестве регионального налога, прежде всего, в расчете на столицу в разгар нынешнего экономического кризиса, отрицательно сказался на деловой активности мелкого и среднего бизнеса. «Что касается ЕНВД, то его плательщиком является большая часть предпринимателей, осуществляющих деятельность в других регионах России. При этом увеличение с 2016 года показателей, влияющих на размер единого налога, может сделать его выгодным и для бюджета города Москвы», – резюмирует эксперт. Кроме того, как все мы помним, власти планируют вообще отказаться от «вмененки» уже в 2018 году.

Туманные перспективы

«Торговый сбор не является налоговой нагрузкой на предпринимателя напрямую, но серьезно ограничивает возможности расширения торговли в офлайне. Наш магазин в начале прошлого года стоял перед выбором, какой способ решения будущих проблем выбрать. Решили закрыть офлайн представительство, что оказалось самым дешевым и эффективным вариантом», – делится Степан Чельцов, генеральный директор магазина подарков www.thepresents.ru. «ЕНВД – является формой сбора налога на доходы, только сумму вам вменяют. Эта модель работает за пределами Москвы, потому что ЕНВД позволяет без значительных проблем снизить налоговое бремя компании», – продолжает эксперт. По его словам, если власти все же отменят торговый сбор, вернее, заменят его на «вмененку», то с точки зрения финансов бизнес выиграет. «Но с точки зрения понимания перспектив станет все плохо, поскольку мы в очередной раз поймем, что решения правительства недостаточно дальновидны. Замена одного на другое просто невозможна, как считаю я. ЕНВД в Москве невыгоден для государства, а сбор скорее всего распространят на всю страну. Потому имеет смысл готовиться всем и каждому к сокращению торговых площадей и смене формы на логообложения в начале 2016 года», – делает вывод г-н Чельцов.

Планы на будущее

«Замена торгового сбора на ЕНВД может способствовать уменьшению налоговой нагрузки на предпринимателей, но в этом случае часть доходов от розничной торговли в крупных городах также останется необлагаемой налогами, благодаря чему теряется весь смысл введения торгового сбора», – считает Елена Бектемирова, эксперт справочно-правового сервиса Норматив компании СКБ Контур. «Перспектива развития у торгового сбора есть, и отмена его в ближайшем будущем маловероятна», – отмечает г-жа Бектемирова.

Пока в Москве власти все еще спорят о судьбе торгового сбора о его введении задумались в Санкт-Петербурге.

Ретейлеры из северной столицы получили письма, в которых говорится о планах властей сделать это уже в 2016 году. В этих посланиях было отмечено, что пока власти лишь изучают такую возможность. От ритейлеров они ждали ответов о том, какие у них есть торговые площади, сколько их, для продажи каких товаров они используются, как введение торгового сбора повлияет на цены. Эту информацию власти проанализируют и примут окончательное решение.

Предварите льные ставки уже известны – они будут сродни московским.

Однако из-за этих писем в Санкт-Петербурге началась настоящая шумиха, и власти заявили, что собираются продлить мораторий на введение торгового сбора. После этого Законодательное собрание северной столицы приняло в первом чтении городской бюджет на 2016 года и в нем доходы от торгового сбора не значатся.

А пока депутаты размышляют над судьбой торгового сбора, в начале декабря департамент экономической политики и развития правительства Москвы опубликовал списки компаний и индивидуальных предпринимателей, которые должны были подать уведомления по торговому сбору, но не сделали этого. Оказалось, что 81 объект нестационарной торговли и 19 рынков Москвы не уплатили торговый сбор.

Источник: buhonline.ru

21 ЯНВАРЯ 2016

СОЦНАЛОГ В ВОЗВРАЩЕННОЙ ФОРМЕ

ESN-1Правительство в рамках подготовки антикризисных мер обсуждает, в том числе, самую жесткую модель реформирования системы сбора доходов — ликвидацию с 2017 года страховых взносов и возвращение социального налога, администрируемого ФНС. Кроме этого, по данным «Ъ», дискутируется увеличение нагрузки на высокие заработные платы (сверх порога в 800 тыс. руб. в год). Конечного решения по вопросу нет — в социальном блоке правительства полагают, что подобная замена будет означать прекращение работы страховой модели в большей части социальной системы РФ.

Премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании с Экспертным советом при правительстве РФ вчера подтвердил, что антикризисный план действий Белого дома, принятый в январе 2015 года и ранее объявленный завершенным, будет актуализован и продолжен. По данным «Ъ», на последнюю неделю января Минэкономики и аппарат правительства готовят совещание уже по антикризисному плану-2016. Отчасти эта тема уже обсуждалась на совещании у премьер-министра в Горках 18 января — на нем Минтруду, Минэкономики и Минфину было среди прочего поручено проработать вопросы, связанные с социальными фондами. Кроме этого, как сообщил «Ъ» один из представителей Белого дома, на уровне профильных вице-премьеров 19—20 января обсуждалась инициатива более масштабной реформы — радикальный вариант консолидации сборов в Федеральной налоговой службе (ФНС), а именно возвращение с 2017 года социального налога.

В распоряжении «Ъ» есть рабочие материалы, с которыми работают правительственные структуры, с предложениями на эту тему — проект поручений правительства по части реализации указа президента от 15 января 2016 года N13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины» по теме социальных взносов. Документ не авторизован, предположительно это разработка подведомственных структур Минфина. Собеседники «Ъ» в профильных ведомствах утверждают, что на уровне правительства вопросы пока не обсуждались, источник в ФНС сказал «Ъ», что возврат к соцналогу сейчас представляется службе маловероятным, поскольку «это уже пройденный этап» — сейчас в правительстве, по его данным, обсуждается лишь то, в какой форме будет происходить синхронизация работы налоговой службы и ПФР.

Цитата

Материалы предполагают подготовку соответствующих проектов правовых актов до 1 марта 2016 года — то есть если правительство будет обсуждать эту идею, это произойдет в ближайшие две-три недели. Проект предполагает упразднение трех страховых взносов с их превращением в социальный налог с 1 января 2017 года.

Реестры плательщиков социальных взносов документ предполагает передавать в ФНС уже с 1 июля. Социальные фонды, согласно проекту, не ликвидируются, а в дальнейшем сотрудничают с ФНС.

Цитата

Если это будет реализовано, речь пойдет о действительно больших деньгах.

Доходы Пенсионного фонда (без учета трансферта, который он получает из федерального бюджета, то есть фактически — суммы страховых взносов) в 2016 году запланированы на уровне 4,3 трлн руб. Поступления в ФОМС (также без трансфертов) — 1 трлн руб., в Фонд социального страхования — еще 0,6 трлн. Итого ФНС в 2017 году может получить контроль над потоком соцплатежей, в 2016-м составляющих 5,9 трлн руб., или 7,5% ВВП. Это около половины нынешнего размера доходной части федерального бюджета (13,7 трлн руб., или 17,5% ВВП).

Цитата

В случае замены страховых взносов соцналогом его поступления станут доходной частью федерального бюджета, которая превысит 20 трлн руб. ПФР по сути, при таком варианте превратится в «собес» — структуру, занимающуюся лишь расходной частью пенсионного обеспечения: учетом пенсионных прав, начислением и выплатой пенсий.

Напомним, страховые взносы заменили единый социальный налог (ЕСН) в 2010 году. Та замена прошла против воли обоих основных экономических министерств — Минфина и Минэкономики (тогда их возглавляли Алексей Кудрин и Эльвира Набиуллина), которые считали проведение реформы в период кризиса (она готовилась в 2009 году) неуместной.

Противился замене и бизнес. Однако Владимир Путин (тогда премьер-министр) отмел доводы критиков и поручил подготовку новаций социальному ведомству — Минздраву (его возглавляла Татьяна Голикова), который пообещал увязать их с валоризацией (переоценкой) «старых» пенсионных прав пенсионеров, в результате которой их пенсии заметно выросли. В первый год введения ставка социальных платежей осталась на уровне прежнего ЕСН (26% от фонда оплаты труда), в 2011-м резко возросла сразу до 34%, а в 2012-м из-за возросшего недовольства бизнеса была снижена до 30%.

На этом уровне ставка сохраняется до сих пор, расщепляясь следующим образом: взносы в ПФР — 22% (плюс 10% с зарплат, превышающих 796 тыс. руб. в год), в ФСС — 5,1%, в ФОМС — 2,9%.

Предложения о возвращении к ЕСН зазвучали уже через год после его отмены, в 2011 году — эксперты, работавшие над «Стратегией-2020», среди прочего предлагали возврат соцналога, аргументируя это тем, что после передачи полномочий по сбору соцплатежей Пенсионному фонду качество администрирования ухудшилось: проверяющих стало больше, а поступления стали расти медленнее, чем заработная плата. Тогда эту идею Белый дом проигнорировал, но в 2013 году после появления поручения Владимира Путина оценить целесообразность передачи полномочий по сбору страховых взносов ФНС всерьез ее обсуждал. Мнения тогда разошлись: эксперты Открытого правительства пришли к выводу, что такая передача технически возможна, повысит качество администрирования, но к заметному упрощению не приведет.

Соцблок Белого дома всегда выступал резко против того, чтобы «трогать» взносы. Министр труда Максим Топилин говорил, что это противоречит курсу на индивидуализацию страховых платежей, а глава ПФР Антон Дроздов заявлял, что, в отличие от взноса, налог не может быть возмездным. Все годы существования страховых взносов юристы обращали внимание на правовую коллизию, возникшую с реформой 2010 года: по Конституции ПФР не входит в систему органов государственной власти, поэтому формально он не вправе применять к плательщикам взносов меры принуждения, например, взыскивать задолженность во внесудебном порядке или выносить решения по результатам проверки. Наличие проблемы подтверждал и теперь уже экс-замминистра финансов Сергей Шаталов, говоривший о рисках обращения в Конституционный суд предпринимателей.

Цитата

Собеседники «Ъ» в социальном блоке правительства вчера подчеркивали, что превращение взносов в налоги противоречит страховым принципам работы пенсионной системы — равно как и ФОМСа и ФСС.

Впрочем, судя по итогам совещания у премьер-министра 18 января, до 1 февраля на уровне правительства будут обсуждаться и другие подходы: вопрос увеличения обложения фонда заработной платы выше порога или его отмена вообще. Последнее, по существу, будет означать уничтожение страховой модели для пенсионной системы даже в случае, если саму по себе идею соцналога отвергнут.

Эксперты относятся к идее возврата соцналога умеренно скептически. «С одной стороны, ФНС проще собирать взносы. С другой, нельзя сказать, что за период существования ЕСН уровень их собираемости как-то серьезно изменился. Поэтому вопрос о том, какое ведомство будет их контролировать, скорее элемент межведомственной борьбы, чем часть стратегии улучшения пенсионной системы для граждан», — говорит Оксана Синявская, эксперт Центра анализа доходов и уровня жизни Высшей школы экономики. По ее словам, предпосылок к полному упразднению системы внебюджетных фондов пока нет, управление системой персонифицированного учета граждан, которую сейчас ведет ПФР, в составе любого ведомства потребует отдельного штата сотрудников и сделает из структуры малоуправляемый мегарегулятор.

Цитата

После принятия решения о передаче функции сбора страховых взносов от ПФР идея возврата к ЕСН не выглядит удивительной, однако плательщикам она принесет меньше выгод, чем ожидается: фонд в любом случае будет продолжать вести учет пенсионных прав застрахованных, а значит, как и раньше, инициировать проверки предприятий.

Татьяна Малева, глава Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС

Она также напоминает, что теперь у ПФР даже при отсутствии функции сбора средств будет часть задач «социального казначейства» — собирать и координировать информацию по социальным выплатам, так как в ближайшие три года фонд, как ожидается, разработает и запустит Единую информационную систему социального обеспечения.

Источник: Коммерсантъ

21 ЯНВАРЯ 2016

ВИЦЕ-СПИКЕР ГОСДУМЫ ВЫСТУПИЛ ПРОТИВ ВОЗВРАЩЕНИЯ СОЦНАЛОГА

ESN-2Вице-спикер Госдумы Андрей Исаев, курирующий в палате социальное направление, выступил против возвращения единого социального налога и отмены страховых взносов, передает «Интерфакс».

«Социальные взносы должны быть сохранены, должна быть сохранена страховая природа поступлений в бюджет, что позволяет заинтересовать работника в том, чтобы взносы уплачивались в полном объеме, и она позволяет исчислять справедливую пенсию. За человека заплачены взносы — у него формируется его будущая пенсия», — сказал он.

По мнению Исаева, в отличие от взносов, налог имеет «безадресную природу». Он поступает государству в виде платежа, а затем эту сумму государство может распределить на те цели, на которые посчитает нужным.

По его словам, вопрос о выборе между социальным налогом и страховыми взносами уже ставился, единый социальный налог действовал, однако потом было принято решение о его отмене.

«Вопрос о порядке сбора взносов — это вопрос, который может обсуждаться, но страховая природа взносов должна быть сохранена обязательно», — подчеркнул Исаев.

В заключение он сказал, что если правительство все же предложит вернуть социальный налог, то лично он будет против этого.

Источник: gazeta.ru