Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ установил для работодателей новый вид отчетности в Пенсионный фонд.
Начиная с 1 апреля 2016 года страхователи (организации и индивидуальные предприниматели) должны представлять новую отчетность в отношении всех работающих у них застрахованных лиц. Сообщать сведения нужно в том числе и на тех физических лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры, если с вознаграждений по таким договорам уплачиваются страховые взносы в ПФР.
Такая обязанность установлена в пункте 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 385-ФЗ).
Общие правила
Отчетность нужно представлять в ПФР ежемесячно по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 года № 83п. Электронный формат данных сведений о застрахованных лицах утвержден распоряжением Правления ПФР от 25 февраля 2016 года № 70р.
Обратите внимание
ИНН застрахованного лица в форме СЗВ-М указывается только при его наличии у страхователя. Если у него нет сведений об ИНН работника, то соответствующую графу отчета можно оставить пустой.
Отчитаться в ПФР в электронном виде должны компании, у которых среднесписочная численность работников за 2015 год более 25 человек. У всех остальных компаний есть выбор – сдать ежемесячную отчетность на бумаге или по «электронке».
Сведения на работников нужно сдавать не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Так, первую отчетность нужно сдать за апрель не позднее 10 мая 2016 года.
Штраф за непредставление ежемесячной отчетности в установленный срок составит 500 рублей. Эту сумму придется заплатить за каждого работника, о котором не сообщены сведения. Так, например, если форма СЗВ-М будет сдана позже срока, а у страхователя работает 100 человек, то размер штрафа составит 50 000 рублей (100 чел. × 500 руб.).
Также штрафом в 500 рублей будет наказываться представление неполных и (или) недостоверных сведений в отношении каждого работника.
Порядок заполнения формы
Форма состоит из четырех разделов.
В разделе 1 заполняются стандартные реквизиты компании:
- регистрационный номер в ПФР;
- краткое наименование;
- ИНН/КПП.
В разделе 2 нужно заполнить: «Отчетный период _ календарного года _».
Отчетными периодами являются: 01 – январь, 02 – февраль, 03 – март, 04 – апрель, 05 – май, 06 – июнь, 07 – июль, 08 – август, 09 – сентябрь, 10 – октябрь, 11 – ноябрь, 12 – декабрь.
В раздел 3 «Тип формы» заносится информация о том, какой это отчет – исходный, дополняющий или отменяющий. Заполняется одним из кодов:
- «исхд» – исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- «доп» – дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- «отмн» – отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Непосредственно сведения о застрахованных лицах отмечаются в разделе 4. Это таблица, где по каждому сотруднику нужно проставить:
- Ф. И. О. в именительном падеже;
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- ИНН.
Пример заполнения
Рассмотрим на примере заполнение формы (предположим, в АО «Актив» работают 6 человек):