Малому бизнесу уточнили амбиции.

BIZNES MALY

Правительство Российской Федерации поправило «дорожную карту» расширения доступа малого и среднего бизнеса к государственным закупкам и закупкам государственных компаний — из-за затянувшегося первого этапа исполнения «дорожной карты» будут смещаться все остальные, при этом к 2018 году требуется достичь прежних показателей: 10 % прямых и 25 % общих закупок должны составлять покупки у субъектов малого и среднего бизнеса.

Правительство России признало: доля общих закупок у малого бизнеса достигнет 18 % только по итогам 2016 года вместо 2015-го. Рост прямых закупок у таких предпринимателей к тому же сроку Правительство России надеется ускорить с 6 до 10 процентов.

«Процесс увеличения доли закупок у малых и средних предприятий идет очень неравномерно. Так, «Росатом» может уже сейчас выполнить необходимые нормы, ОАО «РЖД» же с учетом его сферы деятельности может понадобиться гораздо больше времени», — поясняет эксперт «Деловой России» Алексей Ульянов.

Причины правки «дорожной карты» хорошо иллюстрирует анализ Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП): в 2014 году ни один из 85 субъектов Российской Федерации не достиг всех целевых показателей эффективности в поддержке малого и среднего бизнеса. Работа губернаторов по поддержке малого и среднего бизнеса ежегодно оценивается по нескольким параметрам: доле безработных от экономически активного населения, приросту средней зарплаты, приросту числа малых и средних предприятий, их обороту и инвестициям. При этом в 55 регионах в 2014 году цель была достигнута только по одному из показателей. Более того, по сравнению с 2013 годом ситуация заметно ухудшилась. Если в 2013 году доля субъектов России, достигших менее 40 % показателей, составляла 26 %, то в 2014 году она выросла до 77 %, а доля выполнивших более 80% требований сократилась с 6 до 1 процента.

«Подход к работе по развитию малого и среднего предпринимательства неэффективен. Большая часть из того, что делается, — слабые решения, которые никоим образом не могут позволить достичь амбициозных результатов», — пояснила итоги своей работы автор исследования, руководитель проектов НИСИПП Анна Никитченко. За последние десять лет в Российской Федерации не было роста доли малого и среднего бизнеса в ВВП: она продолжает «топтаться» в диапазоне 20-25 % (по данным Минэкономразвития России за 2014 год, 21 %), тогда как в Германии, Италии, Чили он вырос в 1,5-4 раза без прямой господдержки. В НИСИПП считают, что ситуацию необходимо менять — переходить к развитию инфраструктурной и информационной поддержки и стимулированию регионов в развитии их собственных «точек роста». Эксперты считают, что такой подход должен быть реализован в стратегии развития малого и среднего бизнеса до 2030 года.

С этим документом (он должен быть внесен в правительство до 1 сентября 2015 г.) аналитики связывают надежду на ускорение работы с малым бизнесом. Цели стратегии уже обнародованы Минэкономразвития России: удвоение сектора к 2030 году, рост производительности труда с нынешних 2,3 млн. до 4 млн. рублей в год, доли в общей занятости — с 27 до 45 процентов. Исполнительный директор Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРЫ РОССИИ» Андрей Шубин надеется, что в стратегию войдут и новые показатели эффективности губернаторов — например, доля малого бизнеса в ВРП. Документ же, по его словам, должно утверждать Правительство России, чтобы он «был обязательным для исполнения всеми госорганами».

Источник: Коммерсант