МИНФИН НЕ РАЗРЕШИЛ ЗАМЕНИТЬ ПЕРВИЧНЫЙ ДОКУМЕНТ С ОШИБКОЙ НА НОВЫЙ

DEKLAR-2По мнению финансистов, в случае обнаружения ошибок заменить ранее принятый к учету первичный документ новым документом недопустимо. Письмо Минфина России от 22 января 2016 г. № 07-01-09/2235.

Нередко в организациях складываются ситуации, когда в уже подписанные и отраженные в регистрах бухгалтерского учета первичные документы необходимо вносить изменения.
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) не содержит положений о замене «первички» при обнаружении в ней ошибок.

Чтобы устранить ошибку необходимо внести исправления в первичный документ (ч. 7 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Исправление в первичном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Аналогичное указание на порядок исправления документов содержится и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н; далее – ПВБУ): «Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием даты внесения исправлений».

Согласно пункту 4.2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденному Минфином СССР 29 июля 1983 г. № 105, ошибки в первичных документах исправляются следующим образом: неправильный текст (сумма) зачеркивается, а над ним указывается верный. Зачеркивание производится одной чертой, чтобы можно было прочесть исправленное. Исправление должно быть оговорено надписью «Исправлено», подтверждено подписями лиц, подписавших документ, рядом с исправлением должна быть проставлена дата исправления.

Финансисты отметили, что организация может самостоятельно разработать способы внесения исправлений как в бумажные, так и в электронные первичные документы (ч. 2 — 4 ст. 8 Закона № 402-ФЗ, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций», утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008/ г. № 106н). В разработке таких способов можно руководствоваться действующими нормативными правовыми актами, которые регулируют аналогичные вопросы.
В частности, в Правилах заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС (утв. постановлением Правительства России от 26 декабря 2011 г. № 1137) прописан порядок внесения исправлений в счет-фактуру. При разработке способов внесения исправлений в «первичку» организации, среди прочего, могут также ориентироваться на этот порядок.