НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: КАК ИЗБЕЖАТЬ РАЗНИЦ ПО НЕДОРОГИМ ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ

NAL NA PRI-5Минфин России в письме от 20.05.2016 № 03-03-06/1/29124 ответил на вопрос о возможности избежать разниц по основным средствам, стоимость которых не превышает 100 000 рублей.

Как вы помните, с 01.01.2016 года лимит стоимости амортизируемого имущества в налоговом учете повышен с 40 000 рублей до 100 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ). Теперь стоимость объектов, которые дороже 100 000 рублей, в том числе основных средств, нельзя учесть в расходах единовременно, а следует относить на расходы путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования (п. 1 ст. 257, п. 1 ст. 258, п. п. 1, 2 ст. 259, п. 5 ст. 270 НК РФ). Кроме того, по таким основным средствам можно применить амортизационную премию (п. 9 ст. 258 НК РФ).

Если же имущество со сроком полезного использования стоит не более 100 000 рублей, то оно не является амортизируемым. Его стоимость можно включать в состав расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ)  или в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию, или частями — в течение нескольких отчетных периодов. Организация должна самостоятельно выбрать один из вариантов с учетом срока использования имущества или иных экономически обоснованных показателей. Свой выбор ей необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

В бухгалтерском учете к основным средствам относятся активы,  предназначенные для использования в деятельности, приносящей доход, имеющие срок полезного использования свыше 12 месяцев, не предназначенные для перепродажи и способные приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, далее — ПБУ 6/01). Однако в текущем году лимит стоимости активов для отнесения к основным средствам в бухучете остался прежним – 40 000 рублей. Поэтому активы, которые дороже данного лимита – это амортизируемые основные средства, даже если их стоимость не превышает 100 000 рублей (п. 17 ПБУ 6/01).

В итоге получается, что объект стоимостью более 40 000 рублей, но не дороже 100 000 рублей можно по-разному списывать на расходы в бухгалтерском и в налоговом учете. То есть могут появиться разницы по ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденному приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н.

Избежать разниц получится, если в учетной политике для целей налогообложения прописать, что стоимость имущества, не являющегося амортизируемым, погашается ежемесячно равными частями в течение срока его полезного использования с первого числа месяца, следующего за месяцем его ввода в эксплуатацию. Тогда различий между бухгалтерским и налоговым учетом в порядке признания расходов не возникает.