Почему нельзя игнорировать охрану труда на предприятии? Потому что придется платить нешуточные административные штрафы. Кроме того, сотрудники будут ущемлены в правах, что в итоге негативно скажется на работодателе. Проще позаботиться обо всем заранее. Как это сделать с нуля, читайте в нашей статье.
Охрана труда и техника безопасности на рабочем месте
Согласно статье 209 ТК РФ, охрана труда (ОТ) — это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе его трудовой деятельности. Она подразумевает проведение различных мероприятий: инструктажей, медосмотров и проч. К ней также относятся обязанности работодателя — обучать персонал приемам безопасной работы, проводить санитарную обработку помещения и т.д.
Техника безопасности (ТБ) — это более узкое понятие. Оно включает меры по предотвращению физических повреждений на всем производстве в целом, и на каждом рабочем месте в отдельности. Например, предоставление касок строителям, гидрокостюмов водолазам и др.
Кто отвечает за безопасность работников
В статье 212 ТК РФ сказано: обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Кто именно возьмет на себя руководство работой по ОТ в организации? Зависит от численности лиц, состоящих в штате (ст. 217 ТК РФ):
- если более 50 человек, то необходима должность специалиста по охране труда и ТБ. Он отвечает за безопасность сотрудников.
- если 50 человек и менее, передать соответствующие полномочия можно любому работнику. Есть и другой вариант — нанять по гражданско-правовому договору стороннего специалиста.
Как организовать охрану труда в организации с нуля
Во-первых, утвердить Положение о системе управления ОТ. В этом документе должно быть несколько разделов: политика в области охраны труда; цели работодателя в вопросах ОТ; процедуры для достижения целей и т.д. Все разделы перечислены в типовом положении (утв. приказом Минтруда от 19.08.16 № 438н).
ВАЖНО
Что представляет собой политика работодателя в области ОТ? Внутренний документ, где изложены намерения руководства выполнять нормативные требования и добровольно взятые на себя обязательства по охране труда. Форма документа — свободная. Главное, чтобы он был доступен всем сотрудникам и иным лицам, находящимся на территории предприятия.
Во-вторых, организовать обучение работников по ОТ. Пройти его должны все, в том числе генеральный директор, а также индивидуальный предприниматель, если у него есть наемные работники. Для руководителей и специалистов предусмотрены одни правила, для рабочих — другие. Полученные знания нужно периодически проверять. Человека, который не пройдет тестирование, придется отстранить от работы (ст. 76 ТК РФ). Но уволить нельзя. Вместо этого надо давать новые шансы на пересдачу, пока экзамен не будет сдан.
В-третьих, убедиться, что своевременно проведена специальная оценка условий труда (СОУТ). По ее итогам оформляется отчет, декларация соответствия условий труда и карты рабочих мест. Если спецоценки не было — нужно срочно ее организовать.
В-четвертых, проверить (а в случае отсутствия — начать вести) журналы регистрации инструктажей по ОТ. В них должны стоять даты, а также подписи инструктора и обучающегося. За допуск к работе сотрудника, не оставившего в журнале свой автограф, предусмотрена ответственность по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Размеры штрафов: для должностных лиц и ИП — от 15 000 до 25 000 руб.; для юрлиц — от 110 000 до 130 000 руб.
В-пятых, разобраться со средствами индивидуальной защиты и медосмотрами. В ситуации, когда для предприятия они необходимы, позаботиться о правильном использовании и оформлении.
В-шестых, подготовить план мероприятий по ОТ и ТБ на год. Здесь нет строгих правил. Все зависит от специфики деятельности. В плане можно предусмотреть, в числе прочего, следующие меры по обеспечению охраны труда:
- Составление сметы мероприятий.
- Разработка инструкций по охране труда.
- Заключение договора с учебным центром на обучение по охране труда.
- Выбор поставщика спецодежды.
Как разработать инструкцию по охране труда
Прежде всего, ответим на популярный вопрос: можно ли обойтись без инструкций по ОТ? Нет, нельзя. В статье 212 ТК РФ четко сказано, что разработка и утверждение правил и инструкций по ОТ — это обязанность работодателя.
Ориентироваться следует на Методические рекомендации, утвержденные Минтрудом 13.05.04. Согласно этому документу, сначала нужно найти отраслевые или межотраслевые типовые инструкции для каждой должности. И далее адаптировать их для своего предприятия.
Проверять инструкции нужно каждые 5 лет. В ряде случаев (при внедрении новой техники, при изменении отраслевых правил и проч.) потребуется досрочный пересмотр. Если же в течение 5 лет никаких изменений не было, действие инструкции продлевается еще на один срок.
ВНИМАНИЕ
Инструкции по ОТ и их перечень должны храниться у руководителя структурного подразделения. При этом важно, чтобы сотрудники могли их изучить. Допустимо выдавать инструкции на руки во время первичного инструктажа, вывешивать на рабочих местах и участках, либо выбрать другой способ информирования сотрудников.
Добавим, что полагается вести журнал учета инструкций. Его примерная форма приведена в приложениях к Методическим рекомендациям.
Памятка по охране труда для работников организации
Понятия «памятка» в законодательстве нет. Тем не менее, многие компании и ИП создают их и размещают на информационных стендах для всеобщего обозрения.
Памятка — это упрощенный вариант инструкций. В ней, как правило, есть рисунки и несложные схемы, которые облегчают восприятие информации. Вести учет памяток не нужно, а за их отсутствие никто не оштрафует.
В последнее время популярны памятки по борьбе с COVID 19. В них перечислены меры защиты: мыть руки, соблюдать социальную дистанцию и проч. Плюс к этому наглядно показано, как правильно носить маску и перчатки.
Практика показывает, что инспекторы одобряют наличие памяток. Создание таких документов может говорить о том, что охрана труда на предприятии находится на должном уровне.