ПОПРАВКИ ПО УСН: КАК ТЕПЕРЬ УЧИТЫВАТЬ НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - now-zakonow.pngФедеральный закон от 29.09.19 № 325-ФЗ внес в Налоговый кодекс уточнения, касающиеся порядка учета доходов и расходов при УСН. Изменения затронут посредников, принимающих коммунальные платежи, покупателей недвижимости и получателей субсидий. Большинство поправок уже начали действовать, а к другим изменениям нужно успеть подготовиться до 1 января 2020 года.

Учет расходов на объекты, требующие госрегистрации

Комментируемый закон исключил из статьи 346.16 НК РФ требование о том, что по объектам, подлежащим государственной регистрации, расходы учитываются с момента получения расписки о подаче документов на такую регистрацию. Это изменение вступило в силу с 29 сентября 2019 года. А значит, с указанной даты «упрощенщики» могут учитывать расходы на приобретение недвижимости точно так же, как и расходы на покупку движимых ОС — после ввода объекта в эксплуатацию и исходя из оплаченных сумм.

Учет доходов в виде субсидий

Еще одна корректировка касается учета доходов в виде субсидий. Комментируемый закон устранил пробел, из-за которого возникали споры с налоговиками в ситуациях, когда субсидия была получена уже после того, как «упрощенщик» понес соответствующие расходы.

Теперь в пункте 1 статьи 346.17 НК РФ указано, что положения о налогообложении субсидий применяются в двух случаях. Первый — при расходовании средств субсидий после их получения. Второй — в целях возмещения расходов налогоплательщика, которые были произведены в том же налоговом периоде, когда были получены средства субсидии, но до момента получения этих средств. Это новшество действует с 29 сентября 2019 года, и может применяться к субсидиям, полученным в 2019 году. При этом нужно следить, чтобы соответствующие расходы, в счет которых получены бюджетные деньги, также были понесены в 2019 году.

Коммунальные платежи: условия освобождения посредников от налога

С 1 января 2020 года в новой редакции будет изложен подпункт 4 пункта 1.1 ст. 345 НК РФ. Он освобождает посредников, принимающих коммунальные платежи собственников (владельцев) недвижимости, от уплаты единого «упрощенного» налога с полученных сумм. К таким посредникам относятся товарищества собственников недвижимости (ТСН), товарищества собственников жилья (ТСЖ), управляющие компании (УК), жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы. Для освобождения от налога потребуется одновременное выполнение двух условий. Первое — ТСН, ТСЖ, УК или кооператив имеет договор ресурсоснабжения (оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) со специализированной организацией. И второе — ТСН, ТСЖ, УК или кооператив непосредственно оказывает соответствующие коммунальные услуги собственникам (владельцам) недвижимости.

Как видим, новая норма предполагает, что посредник не просто организует оказание услуг со стороны специализированной компании. Чтобы получить право на освобождение от налога с полученных платежей, он должен от своего лица и за соответствующую плату принимать мусор у собственников (владельцев) недвижимости, или передавать им энергоресурсы, предварительно закупив данные услуги у специализированной организации.

Юридически такой подход абсолютно корректен. Поясним почему. В ситуации, когда собственники (владельцы) недвижимости получают услуги напрямую от специализированной компании, а роль ТСН, ТСЖ, УК или кооператива сводится только к организационным моментам (оформлению договоров, сбору денег и т.п.), вообще нельзя говорить о том, что поступающие суммы — это выручка от реализации услуг самого ТСН, ТСЖ, УК или кооператива. А значит, в этом случае нет необходимости применять положение подпункта 4 пункт 1.1 статьи 346.15 НК РФ. Тем не менее, действующая до 2020 года редакция этой нормы предполагает, что в такой ситуации посредник получает выручку, но включать ее в доходы не надо. Новая редакция этой нормы правомерно относит к выручке только те платежи, которые поступили за непосредственное оказание коммунальных услуг.

Однако на практике подобное юридически верное уточнение может обернуться дополнительными сложностями для указанных организаций. Это случится, если ИФНС потребует доказательства того, что именно ТСН, ТСЖ, УК или кооператив оказывает коммунальные услуги. А при отсутствии таких доказательств, включит полученные суммы коммунальных платежей в доходы.

Правда, здесь законодатели предусмотрели определенный защитный механизм. В подпункт 1 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ внесено положение, запрещающее ТСН, ТСЖ, УК или кооперативу учитывать в составе материальных расходов средства, перечисленные в оплату услуг по договорам с ресурсоснабжающими организациями (операторами по обращению с отходами), если в отношении этих средств было применено освобождение, предусмотренное подпунктом 4 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ. Другими словами, в состав материальных расходов ТСН, ТСЖ, УК или кооператива не включаются коммунальные платежи, полученные от собственника (владельца) недвижимости и перечисленные ресурсоснабжающей организации (оператору по обращению с отходами), если эти платежи не учитывались в доходах этого посредника. 

А значит, как только ИФНС включит соответствующие суммы в доходы, она тут же должна будет учесть их в расходах, что нивелирует все доначисления. Однако очевидно, что этот защитный механизм не сработает для налогоплательщиков, которые выбрали объект налогообложения «доходы». Поэтому до конца года им нужно определить, как они будут оформлять документы, подтверждающие факт оказания собственникам (владельцам) недвижимости соответствующих услуг непосредственно от имени ТСН, ТСЖ, УК или кооператива.

Налоговые каникулы для ИП-владельцев отелей

В заключение отметим еще одну поправку, внесенную комментируемым законом. Как известно, любой субъект РФ вправе до конца 2020 года принять закон о введении нулевой ставки для предпринимателей на «упрощенке», которые заняты в определенных сферах деятельности. Ранее это были производственная, социальная и научная сфера, а также сфера оказания бытовых услуг населению.

С 29 сентября 2019 года к этому списку добавлены услуги по предоставлению мест для временного проживания (новая редакция п. 4 ст. 346.20 НК РФ). Если региональные власти примут закон о введении «налоговых каникул» для новой сферы деятельности, то применять нулевую ставку смогут предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления закона в силу.