В ходе камеральной проверки декларации по НДС налоговики могут выявить расхождения с данными декларации, представленной контрагентом проверяемого налогоплательщика, или с журналом учета полученных и выставленных счетов-фактур (см. «Декларация по НДС за 3-й квартал: что проверят налоговики и как избежать типичных ошибок при заполнении декларации»). В таком случае налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи будет направлено требование о представлении соответствующих пояснений (далее — Требование). О том, что нужно сделать при получении данного требования ФНС России рассказала в письме от 06.11.15 № ЕД-4-15/19395@.
Что означают коды ошибок
К Требованию будет прилагаться перечень операций, по которым инспекторы выявили расхождения. При этом по каждой такой операции налоговики укажут код возможной ошибки. Всего предусмотрено четыре кода ошибок.
Код ошибки «1»:
- запись об операции отсутствует в декларации контрагента;
- контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период;
- контрагент представил декларацию с нулевыми показателями;
- допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счетфактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом.
Код ошибки «2»:
- не соответствуют данные об операции между разделом 8 «Сведения из книги покупок» (приложением 1 к разделу 8 «Сведения из дополнительных листов книги покупок») и разделом 9 «Сведения из книги продаж» (приложением 1 к разделу 9 «Сведения из дополнительных листов книги продаж») декларации налогоплательщика (например, при принятии к вычету суммы НДС по ранее исчисленным авансовым счетам-фактурам).
Код ошибки «3»:
- не соответствуют данные об операции между разделом 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» декларации налогоплательщика (например, отражение посреднических операций).
Код ошибки «4»:
- иные возможные ошибки в какой-либо графе (номер графы с возможно допущенной ошибкой будет указан в скобках).
Алгоритм действий налогоплательщика
В комментируемом письме специалисты ФНС расписали действия налогоплательщика при получении Требования.
- Передать налоговому органу квитанцию о приеме Требования.
Квитанция пересылается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Сделать это необходимо в течение шести дней со дня отправки Требования налоговым органом (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
- Проверить правильность заполнения налоговой декларации.
Такую проверку необходимо сделать по всех расхождениям, указанным в Требовании. В частности, нужно сверить запись, отраженную в налоговой декларации со счетом-фактурой, обратить внимание на корректность заполнения реквизитов записей, по которым установлены расхождения — даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж). Если счет-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), то необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям такого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов.
- Представить уточненную налоговую декларацию.
«Уточненку» с корректными сведениями необходимо представить в том случае, если в первоначальной декларации были выявлены ошибки, приводящие к занижению суммы налога к уплате.
- Представить пояснения с корректными данными.
Пояснения с корректными данными представляются, если ошибки в декларации не повлияли на сумму НДС к уплате. Пояснения можно представить в свободной форме на бумажном носителе либо в формализованном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Также налоговики рекомендуют представить уточненную налоговую декларацию.
- Представить пояснения об отсутствии ошибок.
Это делается в том случае, если налогоплательщик не выявил каких-либо ошибок.
Что еще нужно учесть
Авторы комментируемого письма обращают внимание на отдельные положения статьи 88 НК РФ. Так, пунктом 3 данной статьи установлены сроки для представления пояснений или «уточненки» — пять дней с даты получения Требования. А в пункте 4 оговорено, что при представлении пояснений налогоплательщик может дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.
Также в ФНС предупреждают, что налоговый орган вправе заблокировать расчетный счет тем налогоплательщикам, которые не перешлют инспекторам квитанцию о приеме Требования. Блокировка будет осуществлена, если квитанция не поступит в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи квитанции (шесть дней со дня отправки Требования, п. 5.1 ст. 23 НК РФ).