СУБСИДИЯ НА ПРОФИЛАКТИКУ КОРОНАВИРУСА: НУЖНО ЛИ ВКЛЮЧАТЬ ЕЕ В ДОХОДЫ ПРИ ОСНО И УПРОЩЕНКЕ

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - STAZH-2.pngРечь идет о деньгах, которые государство выделило «на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции» Сумма выплат — 15 000 руб. на первоначальные расходы плюс 6 500 руб. на каждого работника. Минфин утверждает: данную субсидию необходимо включить в облагаемые доходы. Но многие специалисты с этим не согласны. По их мнению, указанные средства подпадают под освобождение точно так же, как и средства «на сохранение занятости» (12 130 руб. на каждого сотрудника). Мы изучили обе точки зрения и сформировали свою позицию.

Когда субсидии можно не включать в доходы

Какие «коронавирусные» субсидии не относятся к налогооблагаемым доходам? Ответ — в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Из него следует, что все зависит не столько от самой субсидии, сколько от ее получателя. Право не включать в доходы полученные от государства деньги есть у компаний и ИП, которые соответствуют двум условиям:

  1. Состоят в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года.
  2. Ведут деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших от пандемии.

ВАЖНО

Узнать о том, какие ОКВЭД присвоены вашей организации или ИП, а также проверить, включено ли ООО либо ИП в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, можно с помощью сервиса «Контур.Фокус».

Указанная норма действует и для «упрощенщиков». Им разрешено не учитывать доходы, поименованные в статье 251 Налогового кодекса (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).

Минфин заявил: получатели субсидии «на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции» (постановление Правительства от 02.07.20 № 976) не относятся к категории налогоплательщиков, упомянутых в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ. А значит, эти средства необходимо включить в состав доходов при расчете налога на прибыль или единого налога при УСН. Такая точка зрения изложена в письме от 02.09.20 № 03-03-06/1/76953 .

При этом другую субсидию — «на сохранение занятости» (постановление Правительства от 24.04.20 № 576) — чиновники Минфина разрешили не учитывать в доходах. Для получателей этих выплат оба приведенных выше критерия выполняются. Данный вывод также сделан в письме № 03-03-06/1/76953.

В чем именно заключается разница между получателями первого и второго видов госпомощи? К сожалению, специалисты финансового ведомства об этом умолчали.

Кому полагаются бюджетные средства

Давайте сравним получателей двух субсидий: «на сохранение занятости» и «на мероприятия по профилактике вируса». Они в целом похожи. И те и другие работают в отраслях, пострадавших от пандемии.. Правда, перечни конкретных отраслей утверждены разными постановлениями Правительства. Список для выплат, которые можно использовать на профилактику коронавируса, короче. Но все вошедшие в него пункты есть в списке отраслей для субсидии, направленной на сохранение рабочих мест.

Таблица

Отличия в категориях получателей «коронавирусных» субсидий

Цель предоставления

Вид субсидии

На сохранение занятости (12 130 руб. на каждого сотрудника за апрель и за май 2020 года).

На меры по профилактике инфекции (15 000 руб. + 6 500 руб., умноженное на число сотрудников в мае 2020 года).

Для кого предназначена

Для субъектов МСП из отраслей экономики, перечисленных в постановлении Правительства от 03.04.20 № 434.

 

Для субъектов МСП из отраслей экономики, перечисленных в постановлении Правительства № 976; а также для социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

На какую дату получатель субсидии должен состоять в реестре субъектов МСП

на 1 марта 2020 года

на 10 июня 2020 года

Можно ли считать, что различия существенны?

А теперь попробуем разобраться, действительно ли получатели субсидии «на профилактику коронавируса» относятся к другой категории, нежели получатели выплат «на сохранение занятости».

Тот факт, что в одном случае субсидия предоставляется только малым и средним предприятиям, а в другом — субъектам МСП и СОНКО, не является решающим. Если получатель бюджетных денег — малое или среднее предприятие, то для него это условие подпункта 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ так или иначе выполняется. Если же получатель — СОНКО, то он не включает субсидию в доходы по иному основанию: согласно подпункту 3 пункта 2 стать 251 НК РФ.

Разница в датах, на которые получатели выплат должны быть включены в реестр субъектов МСП, тоже не принципиальна. Ведь налогоплательщик (организация или ИП) мог числиться в данном реестре как по состоянию на 1 марта, так и по состоянию на 10 июня. В такой ситуации, при выполнении всех остальных условий, ему могли перечислить госпомощь на профилактику коронавируса. И при этом, на наш взгляд, он получил право не включать субсидию в облагаемые доходы. 

Делаем выводы

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Требование чиновников включать субсидию «на профилактику коронавирусной инфекции» в облагаемые доходы лишь отчасти соответствует Налоговому кодексу. Это требование применимо только к налогоплательщикам, которые не числились в реестре субъектов МСП по состоянию на 1 марта 2020 года. Что касается компаний, состоявших в этом реестре и на 1 марта, и на 10 июня 2020 года, то у них есть полное право не принимать бюджетные средства к доходам.

Вместе с тем нужно понимать, что инспекторы при проверках, скорее всего, будут руководствоваться письмом № 03-03-06/1/76953. А значит, добавят субсидию «на профилактику коронавируса» к облагаемым доходам. И свою правоту налогоплательщику придется отстаивать в суде. Поэтому спорить с проверяющими можно лишь в случае, когда компания готова тратить силы, время и средства на судебные тяжбы.