ВОССТАНОВЛЕНИЕ НДС ПРИ НЕПОСТАВКЕ ТОВАРА В СЧЕТ АВАНСА

 


MINFIN-CПо мнению Минфина, если товар не поставили и уплаченный аванс не вернули, НДС, принятый к вычету при перечислении аванса, нужно восстановить в момент списания дебиторской задолженности.
Письмо Минфина России от 17 августа 2015 г. № 03-07-11/47347

В комментируемом письме специалисты Минфина рассмотрели следующую ситуацию. В счет предстоящей поставки товара покупатель перечислил продавцу предоплату и заявил к вычету НДС. Однако продавец не отгрузил товар покупателю и не вернул аванс. Возникают закономерные вопросы: обязан ли покупатель в этом случае восстановить НДС, ранее заявленный к вычету? И если да, то когда следует это сделать?

В Минфине полагают, что НДС восстановить нужно. Свою позицию чиновники обосновывают следующим образом. По правилам Налогового кодекса покупатель имеет право принять к вычету НДС, предъявленный продавцом, при перечислении ему аванса в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) или передачи имущественных прав (п. 12 ст. 171 НК РФ).

Между тем, согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса вычетам подлежат суммы налога по товарам, которые используются для осуществления лишь облагаемых НДС операций. А вот если товары не используются в операциях, облагаемых этим налогом, то вычет НДС применить нельзя.

Поскольку в рассматриваемой ситуации поставка товара не состоялась, следовательно, оснований для принятия к вычету НДС не имеется. По мнению чиновников, покупатель должен восстановить НДС, принятый к вычету при перечислении поставщику предоплаты в счет предстоящей поставки товара. Делается это при списании дебиторской задолженности, которая образовалась в связи с перечислением поставщику авансового платежа, отмечают финансисты.

Несостоявшийся покупатель имеет право списать эту дебиторскую задолженность на внереализационные расходы по истечении срока исковой давности, то есть по истечении трех лет. Срок исковой давности следует отсчитывать со дня, следующего за днем поставки товара по условиям договора, который покупатель так и не получил.

Правда, задолженность может быть списана и раньше, например, если при розыске нерадивого продавца несостоявшийся покупатель получит информацию, что данная организация исключена из Единого реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Такой информацией может служить только выписка из ЕГРЮЛ, предоставленная по запросу предприятия налоговой инспекцией.

Однако, исходя из буквального прочтения пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса, восстановление НДС в рассматриваемом случае не требуется, поскольку принятый к вычету налог нужно восстановить только если:

  •   изменены условия договора либо он расторгнут и перечисленная ранее предоплата возвращена покупателю;
  •   уменьшена стоимость товара в связи с корректировкой его цены или количества.

Перечень вариантов восстановления НДС закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 5 сентября 2013 г. по делу № А26-10215/2012 судьи подчеркнули, что Налоговый кодекс не содержит норм, обязывающих налогоплательщика восстановить сумму НДС, принятую к вычету с сумм аванса, если в установленный срок аванс не был возвращен покупателю, а товар не был получен. Суд также отметил, что данные выводы согласуются с решениями ВАС РФ от 23 октября 2006 г. № и от 19 мая 2011 г. № 3943/11. В этих решениях высшие арбитры указали, что в случаях, не перечисленных в пункте 3 статьи 170 Налогового кодекса, суммы НДС не подлежат восстановлению.

Таким образом, списание дебиторской задолженности в сумме аванса, уплаченного по несостоявшейся поставке, как основание для восстановления НДС Налоговым кодексом не предусмотрено. Однако если покупатель не восстановит налог, могут возникнуть претензии со стороны проверяющих. Отстаивать свою позицию налогоплательщику придется в суде, но вероятность разрешения спора в его пользу довольно высока.